homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Павловск

Павловский дворец-музей 
 


В парке возле дворца:   






Наконец-то! Дворец! Не то чтобы очень хотелось прикоснуться к великому наследию прошлого - просто очень хотелось согреться : ) Передо мной стояла оживленная стайка школьников лет 10 в количестве примерно 40 человек. Чем дольше мы с ними стояли рядом, тем больше я сочувствовала учителям. Думала присоединиться к их экскурсии. Надели тапки, вперед! Оказалось, жизнь лучше, чем про нее думаешь - нам, взрослым, дали своего экскурсовода. Ибо вход в музей возможен только с ним, по определению. С экскурсоводом нам очень повезло - это была молоденькая девушка и, как и вся молодежь, она старалась полностью выложиться, удивить, ответить на все-все вопросы, а не тараторить зазубренное. По мне пусть уж лучше человек немного стесняется и голос иногда изменяется от нескончаемого повествования, чем он будет монотонно-механически говорить о великой ценности, не рассказывая саму суть, чем же она такая "великая".
Восхищаюсь нашими реставраторами! Какой же труд вложен в восстановление каждого зала. Когда смотришь на фото, сделанное после войны, а затем оглядываешь сам зал... Кажется, что такого не может быть - он словно привидение возвращается во всей красе из прошлого. Эх, здесь бы в достойном платье пройтись... Золото, лепнина, краски такие свежие и яркие, что кажется вы сюда попали сразу же после строительства.
Нам рассказали про то, что многие идеи "князья Северные" привезли из своего путешествия по Европе. Особенно им понравился Версаль, многое из планировки комнат, их названия, взяты от него. Дом разделен на две части: на мужской все военной тематики, связано с войной (если это пожелание исходило от истинных желаний Павла, а не из необходимости поддержания некоего статуса, образа, желания "выглядеть", то его мания вечной войны сильно настораживает и наводит на нехорошие мысли о его психическом здоровье), на женской же части царили подушки, цветы, будуары - вобщем мир, спокойствие и семейный уют.
Денег царица молодым давала, но мало. Странно, это же ее сын. Ну да ладно, у всех свои "тараканы" в голове. Пришлось молодым сэкономить на мраморе - хотя он во дворце, на первый взгляд, встречается в избытке, но настоящего мрамора там - крохи. Пришлось пойти на хитрость для экономии - тонким напылением нанесли подкрашенную мраморную крошку на стены. Получилось очень естественно и красиво. Мраморные колонны тоже не из мрамора, они даже не стоят на полу, а подвешены к потолку, но этот колонный греческий зал все гости называли самым красивым во дворце.
В самом большом - обеденном зале - замечательная акустика. Стоит хлопнуть в ладоши, и звук, несколько раз отразившись от стен, возвращается множественным, четким и ясным. Перед нами стояли во множестве столы с затейливо завязанными "узелками" из ткани - украшение скатерти. После экскурсии, по нашим многочисленным просьбам, нам показали как они делаются.
В крыле дворца, на втором этаже, располагается галерея - здесь находятся картины и скульптуры, привезенные молодыми из поездки. Осебенно понравилась скульптура девушки - обходишь ее и кажется, что она двигается. Поэтому пока наша группа двигалась дальше, я все ходила возле барышни кругами. Понравилась она мне так, что уходить не хотелось.
Обратила внимание на современное решение окон - в некоторых окнах установлены стекла во весь оконный проем, без привычных тому времени перекрытий. Обычно в то время окно соствляли как мозайку - из нескольких маленьких стекол. Спросили. Оказалось, это не современный "вклад" реставраторов, а соблюдение прошлого облика. По желанию жены Павла, Марии Федоровны, в Петербурге были изготовлены вот такие большие стекла. Стоили они очень дорого. Да и сделать их пришлось не сколько требовалось по заказу, а намного больше - то при перевозке в телеге разобьются, то при переноске во дворце, то при установке.
В комнатах Марии Федоровны, на первом этаже, обратила внимание, что окна во всех комнатах - от пола до потолка. Понимаю, что она очень любила цветы(перед окном начинается обширный царский цветник, переходящий в сад), но вот интересно - как же обогревались зимой комнаты и удерживали тепло при таком количестве стекла? Мне кажется, зимой здесь было холодно.
На втором этаже мы попрощались с экскурсоводом во фрейлинской. Здесь, в ожидании когда их вызовут, фрейлины развлекались тем, что с разных углов смотрели на картину со стреляющим амуром. Глаза и кончик стрелы Амура нарисованы так, что с какой бы стороны вы на него не смотрели - он всегда в вас целится!
Дальше нас ждала лестница, ведущая на третий этаж. Очень заинтересовало решение освещения на лестнице - сквозь пролеты всех этажей уходит вниз цепь, а в саму цепь через равные интервалы вставлены огромные железные фонари, наподобие корабельных. Долго смотрела, застыв на лестнице, на всю эту бесконечную цепочку огней, тянущуюся сверху вниз.
На третьем этаже была устроена выставка интерьеров прошлых веков всех стилей и направлений. Теперь я имею представление как выглядел мещанский дом, комната молодой девушки (с зеркалом во весь рост, можно подумать, она перед ним неустанно крутилась), комната молодого человека , с письменным столом (интересно, а девушки грамоте не обучены что ли, раз у них в комнате стол не предусмотрен), маленькой узкой холостяцкой кроватью (во всяком случае это лучше, чем метровые перины в девичьей, на них не выспишься). Были представлены и комнаты в силе модерна (это для модников того времени), и комнаты в русском стиле (тоже для модников, но чуть позднее). Русский стиль понравился - много дерева, национальных узоров, шкуры животных. Уютно. От дерева своеобразное тепло идет. Посмотрела на богатые гостиные, все же в них было скучно - расписанный этикет, мужчины играют в карты, барышни сплетничают на шелковых диванах... Скучно, господа.
Tags: Ленинградская область, Павловск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments