homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Выставка "Крест - святыня драгоценная", Российский Этнографический музей, с 20 марта по 10 мая

О роли и значении наперсного креста в православной и традиционной культуре расскажет выставка "Крест - святыня драгоценная" в Российском этнографическом музее. На выставке будут представлены более 250 нательных и носимых на груди крестов из собрания музея.

 Богатейшая музейная коллекция - она насчитывает более 400 крестов, среди которых есть и те, что дошли до нас с конца XII века - впервые демонстрируется настолько широко. По мнению куратора проекта, Александра Островского, выставка, посвященная одной из главных христианских святынь, поможет лучше понять обычаи и традиции народов, населяющих территории России и Украины. Примечательно, что в 2008 году наша страна отмечает 1020-ю годовщину крещения Руси.

По словам Островского, среди православных народов бывшей Российской империи крест не только символизировал принадлежность к определенной конфессии и культуре. Изображения ликов святых позволяли обращаться к нему, как к иконе, а написанные на оборотной стороне молитвы придавали кресту и значение оберега. Кроме того, крест - один или несколько - на цепочках, тесьмах или ожерельях в православной культуре стал органичным дополнением праздничного костюма, особенно женского.

Первый раздел выставки рассказывает о русских "тельниках" и крестах, которые носили на груди поверх одежды. Такие были широко распространены уже с первых веков крещения Руси. В XII-XIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были "энколпионы", двустворчатые кресты - "мощевики" с изображением распятия на лицевой стороне и Богородицы или святых - на оборотной. В это же время появились энколпионы с изображением русских святых - князей Бориса и Глеба.

Начиная с XV-XVI вв., на русских нагрудных крестах в отличие от католических Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой - подножием Распятого). На крестах помещали надписи: "IНЦИ" ("Иисус Назорей Царь Иудейский"), "IС ХС // СНЪ БЖIИ" ("Иисус Христос Сын Божий"). На горизонтальной планке писали "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим", а на оборотной стороне мог помещаться текст одной из прославляющих молитв: "Да воскреснет Бог и разыдутся врази его" или "Крест хранитель всей Вселенной, крест красота церковная, крест царям держава, крест бесам язва".

Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму и декор, но с более подробной иконографией страстей Христовых - на оборотной стороне размещались изображения молотка и гвоздей, лестницы.

Новая экспозиция включила и кресты работы мастеров XX века, в частности, петербургского ювелира Юрия Федорова. Современные кресты Федорова носят черты знакомые христианам XIV-XVI вв., но дополнены сюжетами характерными для русской иконописи и обстановки храма.

Второй раздел выставки посвящен "обережной" роли креста и его значению в составе праздничного костюма разных народов. Так, русское население империи в конце XVI- XVIII в. носило крест на массивной цепи, звенья которой составлялись в два-три и более ряда. В XIX в. крестьяне носили нагрудный крест на "гайтане" - широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из цветного стекла или янтаря, которому приписывали обережную силу.

У народов Поволжья - мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей - серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан - вместе с серебряными монетами, либо на бисерную застежку на рубахе или на ожерелье из раковин каори.

Грузинские мастера в XVIII- XIX вв. отливали кресты из серебра, реже из золота. Часто на крестах изображался покровитель грузинского народа, святой Георгий. Кресты, надевавшиеся как дополнение к нарядному костюму, украшались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов, закрепленных на серебряной цепи.

Дополнение праздничного наряда несколькими крестами из бронзы, латуни или серебра было характерно также для Галиции (ныне западная Украина), православных эстонцев-сету (проживавших на территории Псковской губернии), где широко бытовали серебряные кресты, изготовленные русскими мастерами - вплоть до середины XIX в. молодые эстонки надевали в праздничные дни массивную серебряную цепь более чем с десятью крестами, звеневшими при движении.

Народы Восточной Сибири - якуты, эвенки, эвены - наряду с крестами русской работы использовали и отлитые по их образцу из серебра или сплавов цветных металлов якутские кресты. Традиционные крестечные формы дополнялись гравированными изображениями Голгофского креста (без показа распятия) и краткими надписями. Крест носили на металлической цепочке поверх одежды; при этом эвенки иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник, создавая тем самым единое украшение.

 Для лучшего понимания иконографии крестов экспозиция дополнена девятью иконами - от традиционных образов "Спаса в силе" и "Воскресения Христова" до работы современного иконописца "Преподобный Серафим Саровский в молении на камне", а также фотографиями из собрания Российского этнографического музея.

 Российский Этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1 (рядом с Русским музеем)
Проезд:Ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор", далее тролл. 5, 7, 10, 14, 22, трамв. 2, 34, 13, 14, 53 до ост. "Садовая ул.", авт. 3, 6, 714, 22, 25, 26, 27, 44, 45, 70 до ост. "Ул. Михайловская"
Телефоны:(812) 313-4421
URL:www.ethnomuseum.ru/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments