homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Выставка "Россия из окна поезда", Москва, Новый Манеж, с 1 по 16 мая

1/9. Объективная реальность. РОССИЯ ИЗ ОКНА ПОЕЗДА

Экспозиция выставки представляет более 200 фоторабот, сделанных во время экспедиций творческой группой проекта во главе с Антоном Ланге по наиболее выразительным и уникальным регионам страны – Сибирь, Дальний Восток, Русский север, Северный Кавказ, Центральная полоса России, Урал и Северо-Западный регион.

Задача выставки заключается в том, чтобы показать глазами путешественника величие природы России - страны, где полотна железных дорог, словно паутина окутывают своей сетью бескрайние просторы, позволяя добраться до самых удаленных мест. По пути следования путешественник наблюдает за сменяющимися за окном пейзажами и картинами жизни, из которых в итоге складывается целостный образ России. Выставка акцентирует внимание на том, что уже сейчас необходимо относиться к природе с трепетом и уважением и сохранить этот образ не только на фотографиях, но и в жизни.

Впервые столь широко Россия, а именно Российская империя была запечатлена в цветных фотографиях фотохудожником, создателем первой "Коллекции достопримечательностей России" Сергеем Прокудиным-Горским в период с 1905 по 1916 год. Спустя почти 100 лет, ОАО "РЖД" и фотограф Антон Ланге реализуют уникальный проект - серию фото-экспедиций по России, география которых необычайно широка. Отдавая дань прошлому, и выстраивая символическую связь с проектом Прокудина-Горского, автор на пленке запечатлел колоссальный по объему материал - фотографии, на которых показана современная Россия во всем своем многообразии.

Кроме того, в рамках реализации проекта "Россия из окна поезда" планируется провести совместную выставку с библиотекой конгресса США. Проведение фотовыставки планируется сначала в Москве, потом в Нью-Йорке. 

Георгиевский переулок, дом 3/3, стр. 3
с 10 до 19 ежедневно
м. Охотный Ряд, Театральная

Пригласительный билет можно распечатать здесь - http://www.ljplus.ru/img4/a/l/allegrozozas/invitation.jpg


15 фоторабот можно посмотреть здесь - http://www.photographer.ru/events/news/2922.htm?pic=1#show

Студентам вход бесплатный.

«Россия из окна поезда»


Как её видит фотохудожник Антон Ланге

Антон Ланге – не совсем обычный фотограф. Когда-то он был морским биологом и даже преподавал в МГУ, погружался с аквалангом на дно морей. И очень много снимал. Полевые биологи вообще много фотографируют. Затем фотограф в нём победил биолога. А совсем недавно выяснилось, что «панорамная эстетика» Ланге совпадает с идеей руководства «Российских железных дорог» запечатлеть все достоинства нашего обширного отечества в фотографии. Так появился проект «Россия из окна поезда».

– Кому принадлежала идея проекта?
– Вы знаете, всё произошло очень естественно. Был момент, когда, собравшись в РЖД, мы сошлись на том, что создание масштабного фотоальбома о России просто необходимо.
Эта идея вызревала у меня давно, и я очень хотел её осуществить. Ведь в России всегда присутствовал колоссальный интерес к визуальному познанию страны. Это видно, в частности, и по школе русской пейзажной живописи, и по путешествию великого русского фотографа Прокудина-Горского, который в начале XIX века предпринял серию экспедиций по Российской империи.

Но как реализовать это сейчас? Прокудин-Горский получил на свой проект высочайшее одобрение государя императора, ему был предоставлен специально оборудованный вагон, выданы все необходимые документы. Исходя из масштабности идеи и трудности её реализации, единственно возможным организатором подобного проекта могли стать, пожалуй, только российские железные дороги.

– Как вы планировали маршрут?
– О! Это как раз была одна из самых увлекательных составляющих работы. Честно сказать, я давно уже не путешествовал по России. Снимал где-то в далёких странах – то в джунглях, то в саваннах. И вот, блуждая взглядом по карте мира, я вдруг осознал, насколько слабо мы знаем свою собственную страну!
Есть какие-то общепринятые, «открыточные» представления об Алтае, Байкале, Уральских горах, Поволжье. Но попробуйте выйти на улицу и задать человеку простой вопрос: как географически соотносятся Пермь и Пенза? И вряд ли кто на него ответит. Вот и я, человек, в своей жизни много где побывавший, удивлялся в нашем путешествии на каждом шагу.
«Россия из окна поезда» – это название во многом образное: понятно, что не всё снималось непосредственно из окна вагона. Мы останавливались в крупных городах, знаковых и просто интересных местах. Пусть и на очень короткое время. Тем не менее в таком мгновенном и свежем взгляде оказалась своя поэзия – это как блицпортрет огромной страны.
А ещё у вас в голове включается некий спусковой механизм, машина ассоциаций: вы едете в поезде, смотрите в окно, и вам хочется узнать, что там за лесом, что за люди там живут. Ведь можно проехать мимо и никогда не узнать о них, и они ничего не узнают о тебе.

– То есть железная дорога может стать источником вдохновения для фотографа?
– Совершенно верно! В своих путешествиях мы могли отклоняться от железных дорог, делать экспедиционные вылазки на автомобилях и вертолёте в леса, в горы, в маленькие поселения. Но всякий раз возвращались к поезду и продолжали основной путь по железной дороге.

– Что-то поражало в этих путешествиях?
– Понимаете, когда мы собирались в свои поездки, я очень много читал о современной России и сформировал некое представление о том, что мне придётся увидеть. Как оказалось, я только процентов на 50 смог вообразить, что нас ожидает. Но ведь именно в этом – в неожиданности – и заключается дух путешествий и приключений! И случалось это там, где, собственно, не предполагалось какой-то уникальности.
Тот же Южный Урал: мы были просто потрясены красотой увиденного. Это оказались фантастически яркие места.
Или, например, отдельные участки железных дорог, где, кроме рельсов, вообще больше нет никаких путей сообщения. Когда-то это были горнозаводские дороги, построенные ещё для демидовских, строгановских предприятий. Теперь заводов нет, а дороги живы.

Остались старые станции, похожие на музей Абрамцево. Русский деревянный модерн посреди глухой тайги.
Начиная этот проект, я, честно говоря, думал, что нам придётся неизбежно столкнуться с множеством бытовых трудностей. Но жизнь опровергла мои «московские» представления. Со стороны вся наша экспедиция кажется абсолютно инородным предприятием в чётко отлаженном механизме железнодорожного сообщения. Однако для его реализации нужны очень серьёзные профессиональные усилия колоссального количества людей: Путейцев, движенцев, локомотивщиков, естественно, руководства железных дорог.
Я теперь точно знаю – железнодорожники в большинстве своём поразительные люди, самодостаточные, крепко стоящие на земле.

– Удалось ли ощутить себя железнодорожником?
– Отчасти да. Ведь, к примеру, у машиниста профессия тоже визуальная, как у фотографа. Поэтому, как ни странно, эти два ремесла близки и похожи.
И, кстати говоря, я встречал машинистов, которые действительно хорошо снимают на камеру. Они знают, где и когда стоит солнце, где надо на горку подняться или, наоборот, спуститься к воде. Они с огромным энтузиазмом рассказывают о своём родном крае. И уж, несомненно, считают его самым красивым.

– А какую часть страны вы уже охватили своими путешествиями?
– Сахалин, весь Дальний Восток, Забайкалье, Сибирь, Южный Урал, Северо-Западный регион, Черноморское побережье.

– Из этих поездок сложился альбом, который будет представлен 30 апреля, а какие-то ещё мероприятия планируются?
– С 1 по 17 мая в Москве в Новом Манеже пройдёт выставка. Там будет примерно 250 крупных работ из регионов, которые мы посетили.
Сам Новый Манеж будет разделён на два зала: «Азию» и «Европу» – по направлениям наших поездок, а холл между залами придётся как раз на Урал.
Мне кажется, что такие проекты должны быть познавательными. Конечно, хочется, чтобы фотографии поражали воображение. Но важно, чтобы человек, глядя на них, открывал для себя что-то новое, смог почувствовать страну, как живой портрет с натуры.
Как, например, в известном проекте французского фотографа Яна Артюса-Бертрана «Мир с высоты». Там ведь далеко не все снимки претендуют на шедевры – то есть они скорее более документальны, чем художественны. И читать комментарии к ним не менее интересно, чем смотреть на визуальные образы.
У нас на выставке в Новом Манеже тоже будут тексты, объясняющие, например, почему пролив между материком и островом Сахалин называют Татарским.

– А что дальше?
– Дальше – опять экспедиция. Нас ещё ждут Полярный Урал, Крайний Север Западной Сибири, Великий волжский путь... И много замечательных встреч. Я в этом уверен.

Владимир Липилин,
спец. корр. «Гудка»
Фотографии предоставлены
Антоном Ланге


Информация с сайтов: http://www.gudok.ru/index.php/58787
http://www.gloriamundi.ru/announces/20080501/67730671.html

Subscribe

  • "Когда дела идут плохо, я еду в Довиль"

    Если хотите получить нежное и при этом эмоциональное впечатление от фильма, посмотрите фильм "Мужчина и женщина" 1966 г. Да, это то самое…

  • Фильм "Шербурские зонтики"

    Наверное, все знают сюжет "Шербурских зонтиков", историю про беременную Катрин Денев. Очень заметно, как она деликатно, ограниченно…

  • "Das Boot", 40-летию фильма посвящается

    Лотар-Гюнтер Буххайм, молодой художник и писатель, в 1940 г. поступил добровольцем на военно-морской флот, где стал работать военным корреспондентом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment