homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Оптина Пустынь, 13 апреля

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века, В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году).

Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск "злым городом".

В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Расстояние от Москвы около 280 км. Дорога туда составила 4,5 часа, обратно - 5,5, с учетом воскресных пробок. Карту проезда можно посмотреть здесь - http://optina.org.ru/optina/path/. Там же можно посмотреть маршруты следования автобусом, машиной и электричкой.

Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери, главные ворота монастыря:



При входе в монастырь можно воспользоваться платками и юбками, что свободно выдаются монахинями. Фотографировать в монастыре можно свободно, однако строго запрещается фотографировать ход старцев, совершаемый после дневной службы.

Внутренняя роспись внутри главных ворот:



В отличие от других мужских монастырей, Оптина Пустынь была центром именно старчества. Многие именитые лица приезжали сюда за житейской мудростью старцев. Бывал здесь и Лев Толстой, даже когда его отлучили от церкви. Только никто из старцев тогда не мог подойти к нему, заговорить. Так и пришлось ему уйти, не найдя утешения.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: препп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители - та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.



Ворота с внутренней стороны монастыря. Монастырь последнее время усиленно восстанавливается, поэтому везде видны следы работ. В отличие от Троице-Сергиевой Лавры, эдесь храмы более спокойной росписи и гармоничны между собой по стилям, воспринимаются как одно целое.



Монастырь стоит у самой кромки леса, на небольшом холме. От его стен открывается удивительно красивый вид на Козельск и бескрайний простор неба. Внизу течет старинная река Жиздра. Ее название встречается в исторических документах. На ее берегах несли местные жители охранную службу, сторожа город, и перекрикивались в ночи:
- Жив?...
-Здрав!...
Так и появилось название реки - Жиздра. Конечно, это одна из легенд, объяснений еще может быть много.



Церковь Спаса Преображения. Отреставрирована совсем недавно, в прошлом году.



Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.

Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).

Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; в 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский; бывали здесь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, Апухтин и др. Неоднакратно бывал в Оптиной пустыни и Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.





Соборная церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, самый старший из строений в монастырской ограде, имеет непростую историю. До него на этом месте целое столетие отстояла деревянная церковь, а строительство каменной было начато в 1689 году. Начато - и приостановлено.
Монастырь, как и сотни других обителей России, переживал в ту пору нелегкие времена. Не хватало средств на первостепенные нужды, число иноков значительно уменьшилось. Однако милостью Божией нашлись благочестивые люди, принявшие горячее участие в судьбе Оптиной, которая была на грани закрытия.

Внутри собора осень красиво. Знаете, есть такая красота спокойствия, тишины. Когда внутри нет ничего лишнего, по сравнению с другими соборами - небогато, но здесь самое главное - ощущения, магия места. Все внешнее - это внешнее. Суть должна быть. Здесь она есть и очень хорошо ощущается.



Стольники Андрей и Иван Шепелевы "со товарищи" обратились "с прошением в правительствующий Синод", пожертвовали определенную сумму. Строительство соборной церкви возобновилось, имущество, большей частью переданное в Белевские монастыри, понемногу возвращалось и даже множилось.



Внешне собор, образуя традиционную в церковной архитектуре форму креста, исполнен строгости и покойной крепости. Простота его исполнения только подчеркивает его сущность. Главное в церкви - это молитва, и за прочными каменными стенами старого храма, за которым тщательно ухаживают сегодняшние иноки, она не прекращается ни на один день. Меняются поколения монашествующих, служба сменяет службу, и храм полнится неземной красотой святости бывших в нем великих молитвенников земли русской, преподобных отцов Оптинских. В настоящее время мощи преподобных Амвросия и Нектария покоятся в соборе, на поклонение которым ежедневно стекаются десятки и сотни верующих.



Колокольня. Нам очень повезло услышать колокольный перезвон после дневной службы. Особенный он был, другой. Слушаешь - и сердце радуется. Воздух вмиг стал густым, как сливки, и долгое время в нем чувствовались тонкие вибрации. Перезвон был просто волшебным, когда присоединялись и выстраивались в один ряд все новые и новые голоса колоколов.



Арка нижнего уровня колокольни:



Сейчас здесь старцев около шести человек. Самый старший из них (и по возрасту, и по духовной силе) шел в конце хода, как бы ставя себя на последнее место среди всех. Словно воплощая собой слова старца Амвросия:"Нужно чтобы каждый помнил, на каком месте стоит буква "я" в алфавите".

Здесь похоронены духовные лица и меценаты, помогающие восстанавливать монастырь. В центре сделана часовенка в память о трех монахах, убитых ночью, во время выхода к ночной службе, местным деревенским парнем. Двух монахов он убил сразу, встретив их на темной дорожке, готовился уже бежать, вскарабкавшись через стену, но тут его окликнул третий монах, спросивший что делает он здесь в такой час и почему не воспользуется калиткой, что рядом. Третий монах был тяжело ранен. Его нашли остальные братья, он им рассказал о ночном нападении, но к утру от тяжелых ран скончался.



На территории Пустыни много цветов, очень уютно и спокойно. Приятно, что стараются создать большой райский сад на земле.



Бесшумно дует ветер, ярко светит солнце... Ощущаешь здесь себя - вроде и среди людей, но один. И мысли из головы тут же улетучиваются, становится тихо и хорошо. Голова пустая и ясная.





Жилое здание на территории Пустыни. Возможно это и есть гостиница. К слову, здесь две гостиницы - отдельно для мужчин и для женщин. Можно приехать, собраться с мыслями, поговорить со старцами. Можно приехать поработать. Каждый выбирает сам.



Это уже здание духовенства, возможно для приемов. После недавней реконструкции. Приятно видеть, что все поддерживается в должном состоянии и во всем виден уход и порядок.



В таких вагончиках тоже кто-то живет. А что - удобно. Купе - сразу четыре спальных места. Подобные жилые вагончики видела и у Тихвинского монастыря.



Далее наш путь лежал в лесной монастырский скит.

Использовались материалы с сайтов - http://www.pravoslavietour.ru/optina.html

http://optina.org.ru/optina/history/
Tags: Оптина Пустынь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments