homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченский скит, 13 апреля

Иоанно-Предтеченский скит основан в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Храм в Иоанно-Предтеченском Скиту в честь Собора св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
В этом храме богослужения совершаются по особому, скитскому уставу, и паломники на эти богослужения допускаются только в престольные праздники Скита.



Сердцем Оптиной Пустыни - местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря - был знаменитый оптинский скит, место пребывания святых оптинских старцев. Скит создал историческую славу Оптиной Пустыни.
Основание скита произошло следующим образом. О. Моисей, в то время пустыножитель Рославльских лесов, ездил по делу в Москву и оттуда на обратном пути заехал в Оптину Пустынь. Настоятель - о. Даниил, зная желание преосвященного Филарета, тогда епископа Калужского, основать вблизи Оптиной Пустыни лесной скит, представил ему о. Моисея, который в это время был далек от мысли расстаться с пустыннической жизнью в Рославльских лесах. Владыка и о. Даниил усердно его убеждали о преимуществе жизни вблизи монастыря, и он уехал, увозя с собой письмо владыки Филарета к рославльским пустынникам, приглашавшее их перебраться в Калужскую епархию под его всекрылие. Прибыв на место, о. Моисей рассказал своим сопостникам свои впечатления. Отшельники, выслушав его, одобрили план переселения, тем более что в этот момент им угрожали неприятности от земской власти. С о. Моисеем отбыли в Оптину Пустынь его брат о. Антоний и два монаха: Илларион и Савватий.



По прибытии в Оптину Пустынь в 1821 году о. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата - о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Скит был расположен в 170 саженях от обители. План скита был одобрен владыкой Филаретом, который начертал: "1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить".
Благочестивые местные граждане помогли деньгами. Сначала поставили дом, в котором поселились начальные насельники. 26 октября о. Моисей писал родственнику, что они 3 месяца трудились около строения келий и св. храма. "Благодарю Бога, что Он нас привел сюда", - этими словами о. Моисей закончил свое письмо.

Святые врата при входе на территорию скита. Вход женщинам запрещен. Они могут зайти на территорию скита лишь один день в году - в день памяти старца Амвросия 23 октября. В этот день сюда приезжает огромное количество паломников.





Епископ Филарет предложил о. Моисею принять сан священника. О. Моисей наотрез отказался. Но владыка ему пригрозил, что в случае отказа он будет с ним судиться на Страшном Суде, и о. Моисею пришлось уступить. После сего, о. Моисей был назначен духовником скитской братии. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда.

Белый домик отца Амвросия при входе, где он когда-то принимал людей.
Сейчас вход только для паломников.



После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний. Вот какое впечатление оставил по себе скит в воспоминаниях лица, бывавшего там в юности при скитоначальнике о. Антонии:
"Величественный порядок и отражение какой-то неземной красоты во всей скитской обители, часто привлекали детское мое сердце к духовному наслаждению, о котором вспоминаю и теперь с благословением, и считаю это время лучшим временем моей жизни. Простота и смирение в братиях, везде строгий порядок и чистота, изобилие самых разнообразных цветов и благоухание их, и вообще какое-то чувство присутствия благодати, невольно заставляло забывать все, что вне обители этой. В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита о. Антоний, было тихое, стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того и нигде уже не слыхал, за всем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем, как в мирском пении часто отражается мир и его страсти - а это уже так обыкновенно. Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита о. Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия.  "

Колодец, ископанный по благословлению преп. Амвросия и освящённый в честь свт. Амвросия Медиоланского. Находится напротив святых врат Иоанно-Предтеченского скита.





Своего расцвета Оптина достигает при старце Амвросие, ученике о.Льва и о.Макария. Александр Гренков (будущий о.Амвросий) был из семьи пономоря и родился в один из крестьянских праздников на который к его деду священнику приехало много гостей, была суматоха: “Как на людях я родился, - шутил старец, - так все на людях и живу”. В детстве он был очень бойкий и веселый, все ему не сиделось. В церковные праздники он вместе с отцом читал и пел на клиросе и, воспитываясь в церковной среде, не видел ничего дурного. Он прекрасно закончил духовное училище и семинарию, здесь у него были исключительные способности. Сначала Александр служил домашним учителем, а потом наставником в Липецком духовном училище. За остроумие и доброту его все любили.

Внимательно слушаем экскурсовода. С ним нам очень повезло.  Давний директор средней школы в Шамордино.



Ему нужна была только душа человеческая, так дорожил он ей, всеми силами старался спасти. Он бесконечно любил человека с ним говорившего, но и всех любимых этим человеком, всю его жизнь. Бог дал ему дар всезнания, для него не было таин, он был воистину пророком. Нельзя и представить батюшку без участливой улыбки, от которой тоже становится весело, без заботливого взора, глядя на который веришь, что он придумает что-нибудь очень хорошее, чувствуешь, что он живет тобой, и ты ему ближе, чем сам себе. А ведь он был такой со всеми и говорил более 12 часов в день. Часто он поучал и обычным мирским вещам: как устроить водопровод, завезти пчел, чем кормить индюшек, купить ли имение. На удивление его советы зачастую были последними изобретениями.

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь.

Старец Амвросий был  великим чудотворцем и исцелениям не было конца, даже от неисцеляемых болезней. Иногда он как в шутку стукнет по голове и боли проходят, зная это бабы сами просили: “Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит”. Народ он учил народными же поговорками: “Где просто, там ангелов до сто, а где мудрено - там ни одного”, “не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь - сам лопнешь”, “отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог”, “кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет”, “благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото”, “праведных ведет в царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная”.

Старец подобно другим святым являлся скорбящим людям во сне или наяву для оказания помощи, исцелений, даже для предотвращения убийства. Так более тридцати лет батюшка Амвросий совершал свой подвиг, а в последние десять лет он возложил еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, где проживало тысяча монахинь, имелся приют и школа для девочек, богадельня и больница. В Шамордине и умер старец, как все горевали, а когда его переносили в Оптину тысяча людей сопровождали гроб, шел дождь, а свечи не гасли. На надгробии написали слова ясно выражавшие его подвиг: “Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу” (Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых).

После революции монахи были сосланы или расстреляны, а сам скит превратили в детский санаторий. Он всегда был полон детворы с молодыми мамами и все хворые на удивление быстро в нем поправлялись.

А еще, говорят, видели здесь одно время источник света, бьющий высоко в небо. Широкий и яркий, словно невероятной мощности луч прожектора.

Не оскудеет земля русская чудесами...

Использовались материалы с сайтов: http://www.pravmir.ru/article_326.html

http://www.ankor.ru/cityDescr.php3?uid=145&cid=22

http://sobory.ru/article/?object=05225

Tags: Оптина Пустынь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments