homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Музей А.С. Пушкина

 В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной... Оказывается, в то время, как я в радостном восхищении ходила по музеям Петербурга разинув рот, в Москве тоже научились делать достойную реконструкцию музеям. 
Дом на Пречистенке меня поразил своей ухоженностью, чистотой линий и невообразимостью улицы, на которой находился. Будто и не Москва. И даже не Россия. Эдакая буржуйская улица с аккуратненьким рядом ярких домов. Колонада у входа в музей привела меня в трепетный восторг. Хорошо, что фотик с собой не взяла, иначе бы до входа в сам музей дело дошло бы нескоро. 
За большими стеклянными дверями меня ждал огромный стеклянный купол зимнего сада (по совместительству - холла и концерного зала). Спокойный вежливый персонал, запах нового паркета, мраморная лестница, ведущая в просторный пустой гардероб. Мне даже не нахамили и не поглядели злобным взглядом! Растем... Меня даже в процессе экскурсии не подгоняли быстрее проходить по залам. Прогресс :)
Вообще-то мы шли на выставку янтаря (записки путешественника по городам и странам). Но владелец выставки скоропостижно потребовал ее свернуть, собрал все и увез. Дай бог ему здоровья. Мы расстроились. Но нас тут же пригласили на экскурсию по музею. Подумали, пошли.
Экскурсия была восхитительная! Первым делом спросили - если ли кто из Мосвы. Мы скромно потупили глазки, но не сознались :) А то ляпну что-нибудь не то про Пушкина. Хотя я (в отличие от некоторорых, не будем показывать пальцем) знаю, что на Пушкинской площади стоит памятник не "какому-то мужику", а Пушкину. Вот вы смеетесь, а таких людей много. Это было для меня не то что неожиданностью, но даже культурным шоком.
Нас повели по залам особняка Хрущевых. Это такая красота! В каждом зале я пялилась на потолок, забывая смотреть под ноги. С экскурсоводом нам повезло. Такая веселая женщина! С чувством юмора. Не из тех, которые "когда я говорю - не перебивайте, все вопросы - в конце экскурсии".
Какие там залы! Как хорошо офомлены экспозиции, как выставлен свет! А как подсвечиваются нижние плафоны! Настоящий современный (даже ультра-современный) музей о прошлом. Помню как раньше самым унылым в воспоминаниях о музеях были серость, тень, затхлый запах... 
Нам рассказали такой пласт истории - от Ганнибала до Дантеса. И все это с хитосплетениями через родственников, царственных особ, путешествия, ссылки, толпы поклонниц...  К окончанию экскурсии у меня сложилось впечатление, что в школе нам историю не преподавали. Потому что я гораздо больше узнала уже после окончания школы.
Оказывается мальчик Саша попал в Лицей благодаря связям с Карамзиным. Сейчас бы сказали - по блату. Ну так оно и есть. Ничто не меняется в этом мире. Лицеистов набрали тогда только 30 человек. Еще бы! Обучение за государственный счет, то есть бесплатное. В кои веки. Да к тому же еще воспитанников лицея нельзя было телесно наказывать - сечь розгами, ставить на горох, бить линейкой по рукам. Это тоже было новшество. Но наказывать как-то надо было. Тогда худших учеников отсаживали на занятиях на задние парту, в столовой они занимали последние места. Самые вкусные и крупные кусочки доставались самым умным :) Поэтому мы решили, что вздорный Саша всегда оставался голодным. А еще мальчиков за проступки запирали на несколько часов в комнате. Чтобы он подумал, осознал...
Да, с точными науками у мальчика было плохо. Но нельзя же быть гением во всем. Так уж заведено у природы - лимо гуманитарий, либо технарь. Неудивительно, что с алгеброй он не дружил, зато блистал в словестности. Не всем же быть как Ломоносов.  А нас в школе ругали, мол, вы плохо учитесь. Мы не плохо учились. Мы учились как Пушкин.
Родителей за время учебы в лицей не пускали. Они могли приехать только к выпуску. Преставляете? Отдали ребенка в 12, получили в 18. Не узнали... А молодежь, высыпав из стен лицея, тут же устремлялась в свет. И кутили они, и шампанское без устали пили, и к актрисам ездили. Пушкин в лицее получил три положительные оценки - по русской словестности (это как сейчас русский язык и литература), по французскому языку и по фехтованию. Задира он был страшный. Африканская кровь давала о себе знать. Ревнивец и ветренник. Мужчины его ненавидели, называли "французом" и "обезьяной", а женщины сходили с ума. Говорили, что он брал не своей внешностью, а умением обворожить женщину разговорами. К моменту женитьбы на Наталье Гончаровой Пушкин написал список своих побед, в котором Наташа была 131... Да, такое почетное место.
Пушкин недолго думал о женитьбе - как только увидел Наташу на ее первом балу (ей тогда 16 было), так и предложил. А чего думать-то? Это сейчас годами думают. Все живут-живут, уже детей выростили, а все думают - жениться нам аль нет? Вот, берите пример с Пушкина! Правда, отказала ему тогда будущая теща. Просила два года обождать до совершеннолетия. Хотела тем временем другую партию дочери найти. Но семья Гончаровых была такая бедная, что Наташа была бесприданницей. Да, красота - красотою, а приданое нужно было всем. Поэтому дождалась она своего Пушкина, получила с него 11 000 рублей на свадьбу и вышла замуж. И жили они недолго, но счастливо.
А какой там бальный зал! Яркий, большой, красивый. С восстановленными нарядами красавиц. Я их все с ног до головы облазила. Все пыталась разобраться в крое. 
Отдельный зал был посвящен Онегину - там были отдельные уголки девушек и молодых людей. У барышень, оказывается, бальная книжечка была не из бумаги (как я всегда думала), а из тонких полос слоновой кости. И Писали туда специальным карандашиком, который на золотом шнурке висел на поясе. Там расписывались все танцы. И дама не могла отказать любому кавалеру. Очень правильно. Чтоюы мужчины не боялись отказов. Единственное исключение - если приглашал император. Тогда ранее записавшийся вычеркивался из книжечки безвозвратно. Тоже правильно. Мужчин нужно держать в порядке и в разнообразии :)
У молодых людей самой фишкой было - проснуться к обеду, выпить шампанского, придумать программу на ночь.  Говорят, мы тогда здорово НВП Франции подняли за счет закупок "Вдовы Клико". Было модно ходить с тростью и чтобы на ней обязательно было шитье бисером. Причем бисер использовался такой мелкий, что в него не пролезали даже самые тонкие английские иголки. То есть бусину сначало пронизывали нитью, затем нить вдевали в иголку и потом уже шили. Вот такая кропотливая работа. 
Отдельные залы были посвящены Петербургу. Не все из видов города были узнаваемы сразу. Сказываются перестройки последних лет. Восхитила панорама Невского, выполненная двумя огромными полотнами, показывающими горизонталь улицы по одну и по другую сторону. Идешь глазами дом за домом... И медный всадник, и Петропавловка...И я хожу, смотрю, смотрю на это, на Михайловский дворец, на проекты Биржы, на недотроенный Васильевский, и думаю:"Скоро. Совсем скоро"  :)
Tags: Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments