homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

"Заметки по пути", Николай Кононов. "Как написать мастерскую статью"

В четверг, 22 января, имела счастье присутствовать на очередном заседании клуба Cloudwatcher, посвященном циклу лекций о путешествиях - "Записки по пути". В прошлый раз нам читал лекцию главный редактор русской версии журнала "National Geographic Traveler" Александр Железняк. В этот раз - Николай Кононов.

"Николай окончил факультет журналистики МГУ. Писал репортажи в газету "Известия", потом в "Столичную вечерную газету", журнал "Эксперт". Сейчас обозреватель журнала Forbes, ведущий географической рубрики "Рекогносцировка". Публиковал рассказы и эссе в литературных журналах "Вавилон" и "Точка зрения". Альпинист, турист, отец двух дочерей.
"
Отдельное спасибо manull   за приглашение на встречу.

Николай рассказывал не о путевых заметках, не о жж-стиле, а о том, как написать мастерскую статью. Написать ее грамотно, интересно. Написать ее так, чтобы читатель захотел отложить все дела и уделить10 минут внимания вашей статье. Он разложил перед нами ключевые ошибки, зачитал для примера одну из статей, направленную для рассмотрения в туристический журнал. По ходу чтения разобрал все просчеты и неточности автора, как с точки зрения редактора, так и читателя. Изложил свое видение написания статьи. Под конец, в качестве примера мастерского владения слогом, прочитал нам рассказ Юрия Коваля "Красная сосна". Никогда еще не было такой тишины в зале.... И никогда мы так не смеялись после окончания. Зал был взорван апплодисментами.  Юрий Коваль был в числе многих авторов (как и Чехов, Довлатов...), рекомендуемых для прочтения, чтобы понять - как  нужно описывать события.

Итак, тезисно  его рекомендации:

- Обязательно должна быть тема поездки. Сформируйте ее дома. Если вы приехали на место действия и выяснилось, что ваша тема уже, мягко говоря, не актуальна - придумайте новую.

- Не пишите от своего имени. Ваше "я" не должно появляться в рассказе. Если пишите только о себе и своих ощущениях - это немного другой жанр. Тоже хороший, но - другой. Мы с вами говорим о статье в журнал.
Вы можете говорить о себе, если только вы были невольным участником событий и про вас невозможно не упомянуть. Например, вы помогали раненым.

- Рассказ должен быть ярким, интересным, захватывающим. Он должен быть таким, чтобы на него хотелось уделить 10 минут своего времени.

- Нужно шокировать и удивлять читателя, держать его в напряжении, не давать передохнуть, вести его за собой. Вы должны как бы бежать с ним к краю пропасти, а затем резко остановиться. Читатель, следуя за вами, упадет туда по инерции сам :) 

- Не пишите о том, что общеизвестно. Не пишите о том, что интересно лично вам. Найдите какие-то такие моменты, которые вроде бы у всех на виду, но о них никто не писал. Найдите свою, оригинальную точку зрения. Придумайте свою тему.

- Не распыляйтесь и не пишите общие факты, не давайте больших выкладок истории. Для этого есть Википедия. Кому надо - найдут и прочитают. Это все отвлекает от самого рассказа.

- Достопримечательности расписывайте жестко по месту действия. Два-три предложения. Не увлекайтесь. Вы же не путеводитель пишете, а статью :)

- Все исторические вещи давайте тоже только по делу, для более "выпуклого" рассказа

- Не нужно больших лирических отступлений и длительной вводной части.

- Не пишите "вообще о". Найдите несколько емких интересных фактов.

- Будьте открыты и доброжелательны к людям. Ваш рассказ намного выиграет, если он будет построен не на вашем внешнем взгляде приезжего человека, а будет раскрыт изнутри рассказом местного жителя. Ценны именно его слова и впечатления. Разговорите местных, отнеситесь к ним заранее положительно. Ну кому нужен репортаж, написанный в злобных тонах?

- Чем писать о группе людей вообще, лучше выбрать одного человека, быть с ним день за днем, жить его жизнью, постараться его понять и полюбить. Постараться через него донести свой сторонний взгляд. Очень важно собственное отстранение. Будьте беспристрастны. Очень важен искренний интерес к людям.

- Все внимание - к деталям. У вас должно быть профессиональное любопытство. Не пишите вообще о книге. Какая книга? Автор, название, на какой странице была раскрыта, какого цвета была обложка? Не зря классические авторы давали детальное описание комнаты "желтые обои в цветочек" и так далее. Обычно мы это в школе пролистывали (так же как и пейзажи Толстого), но именно за счет деталей нам доносили атмосферу происходящего.
Неначищенные ботинки могут сказать о своем хозяине порой гораздо больше, чем он сам :)

- В описании должна быть не многословность, а красочность эпизодов. Не подписывайте фотографии обычным слогом. Пусть это будут два-три ярких предложения.

- Каждый день отслеживайте изменение реальности от того надуманного, с чем вы приехали.

- Каждый день делайте пометки об услышанном/увиденном. То, что написали вечером, утром перечитайте еще раз. Лучше выкинуть три лишних абзаца, чем они будут "для объема" и не будут вписываться в общий стиль рассказа. Проверьте нужность и стиль каждого абзаца. Уместны ли они?

- Если вы хотите записать речь - лучше воспользуйтесь диктофоном. Очень важно донести до читателя оригинальную речь, с использованными словами, выражениями и построением предложений. Именно в этом ценность. Не переиначивайте сказанное на свой лад.

- Пишите только о том, в чем точно разобрались. Не отписывайтесь. Если ничего не поняли в ситуации - возьмите одну деталь из нее.

- Не выдумывайте и не сочиняйте.

- Перед написанием текста выстроите план. Пусть он будет подробный. Представьте рассказ как сюжет короткого фильма. Расскажите его другу. Может быть вы что-нибудь выкинете?

- Продумайте канву, выстоите сюжет, посмотрите на заготовку со стороны.

- Если вы не можете в 2-3 предложения описать о чем будет ваш рассказ - лучше и не пишите. Нужно четко сформулировать тему.

- Перечитывайте свой рассказ снова и снова. Безжалостно отсекайте лишнее, выкидывайте абзацы, предложения. Не рассказывайте лишнее, наивное, глупое, якобы важное.

- Подбирайте ритм слов и выдерживайте общую стилистику.

- Умейте дать яркую картинку одним предложением.

- Чередуйте планы - дальше, ближе. Описывая прибой, не забудьте охватить вниманием и корабли на горизонте, и падающее в закат солнце.

- Можно выстроить одну линию и веточки вводных историй к ней

- Самое важное - первый и последний абзац. Первый - втягивает, последний - выкидывает из текста, оставляет в размышлениях.

- Читателя нужно вводить в текст, а не втягивать. Начните с зацепки, затем отмотайте историю события немного назад.

- Если что-то с чем-то сравниваете - давайте это емко и кратко. Если кого-то упоминаете - раскройте тему хотя бы в два предложения. Если пишите, что "они не...", напишите какие они на самом деле.

- Раскрывайте все детали в тексте. Все, что зацепили взглядом, раскройте чуть больше. Чтобы читатель не домысливал. Например, "У нее на плече висела молодежная сумка". Какая именно? Почему ее назвали молодежной? Может у нее цвета яркие были или фенечка болталась.

- Загадали загадку - не разгадывайте ее сразу. Пусть читатель раскроет ее сам. Например "В углу комнаты сидел человек в темном плаще. Лицо его было скрыто капюшоном.". Кто он? Почему скрывается? Как задействован в сцене? Заинтригуйте читателя. Пусть ему захочется скорее читать дальше, не отрываясь.

- Приводите черту характера человека - раскрывайте ее на примерах. Например - "Она трудолюбивая". Почему вы так подумали? Чем именно она занимается?

- Не пишите витиевато, пишите просто. Пишите не для человека "в теме", а для образованного, но не знающего деталей.

- Останавливайтесь на моментах

- Не пишите банальности

- Давайте больше деталей на всех ощущениях. Не забывайте, что мы не только видим, но и слышим, осязаем запахи, чувствуем кожей.

- Если нужно - обращайтесь к цифрам. К говорящим цифрам. Если нужно - дайте сравнительные данные.

- Информацию о возможности добраться до места лучше вынести в отдельное окно.
Tags: Как писать статьи
Subscribe

  • Новый Иерусалим

    А тем временем приближалась гроза. Тучи нахмурились и создавали мрачный фон для куполов. Сходили в музей монастыря. На старых гравюрах…

  • Новый Иерусалим

    Итак, 6 июня, в день рождения патриарха Никона, мы отправились в Новоиерусалимский монастырь. Про день рождения мы не знали. Это нам потом уже…

  • Новый Иерусалим

    55 км от Москвы. Монастырь, известный всем. Памятник федерального значения. Основан патриархом Никоном как одна из его главных задумок. Довелось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments