homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Сегодня имели случайное счастье зайти внутрь. Шла служба, посвященная Родительской субботе. Хотя людей было очень много, все стояли в тихом почтении, слушая красивые голоса мужского хора. Тем временем я обошла храм. Красоты он неописуемой. Внутри такой большой, кажется - даже больше чем снаружи. Стены богато расписаны и украшены.
Меня заинтересовала икона Божией Матери, расположенная при входе в храм. Есть такие иконы, которые буквально притягивают. Меня удивило количество золотых цепочек, колец и нательных крестов, посвященных иконе. Они висели в два ряда и со стороны казалось, что золота там килограмма на три...
Давайте заглянем в историю храма и чудотворной иконы.



Церковь построена при царе Федоре Алексеевиче в 1679-1682 гг. в Хамовниках — поблизости от существовавшего здесь до этого каменного храма святого Николая Чудотворца. В Хамовнической слободе жили царские ткачи, которые ткали белое (хамовное) полотно. Эта слобода принадлежала Чудову монастырю и населена была тверскими мастерами, переселенными сюда в конце XVI века.
Во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота. Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах.

Главный престол — свт. Николая Чудотворца, приделы — свт. Алексия, митрополита Московского (аж.), иконы Божией Матери «Споручница грешных» (сев., левый).

Святыни: икона Божией Матери «Споручница грешных», в одноименном, левом приделе. Это точный список с чудотворного образа древнего письма, находившегося в Николаевском Одрином мужском монастыре на Орловщине, пожертвованный храму в 1848. По преданию, он был прославлен рядом чудесных исцелений, в том числе во время эпидемии холеры



Неизвестно, кем и когда сделано изображение Богоматери в таком виде, в каком оно имеется на иконе Пресвятой Богородицы «Споручница грешных»; неизвестно также, где в первый раз появилась эта икона. Известно только, что прославление иконы Божией Матери именуемая Споручница грешных началось впервые в Николо-Одринском монастыре Орловской губернии. Очень долгое время эта икона оставалась безвестной; стояла она между другими ветхими иконами в монастырской часовне и до того потускнела и покрылась пылью, что невозможно было прочитать на ней надписей. В 1844 году пришла в Одрин монастырь купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, страдавшим жестокими припадками, не лечимыми медицинскими средствами. Почепина просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной сын выздоровел. После этого икона была внесена в монастырь и поставлена в церкви. Вскоре последовали от неё другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божией Матери в Николо-Одринском монастыре прославилась чудотворною.

В Москве точный список с этой иконы в 1847 году приобрёл подполковник Д. П. Бонческул. Он стал замечать, что находящаяся у него икона «Сподручница грешных» делается блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы пред нею является какой-то отблеск. После этого стали появляться на ней благоуханные маслянистые капли, и все больные, пользовавшиеся ими, получали исцеление от болезней.

В мае 1848 года Д. П. Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую церковь Святителя Николая в Хамовниках, где она была помещена на аналое близ клироса. Вскоре в алтаре этой церкви по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, что видели многие люди через окно в алтаре. Диакон, стоявший при иконе, отирал влагу ветошью и раздавал народу, толпы которого днём и ночью стекались в Храм. Более всего прославилась икона «Споручница грешных» исцелением от холеры, свирепствовавшей в 1848 году, от припадков и других болезней.

Прихожане этой церкви испросили позволения один из приделов переименовать в честь Божией Матери «Споручница грешных», который и был освящен в 1872 году преосвященным Леонидом, епископом Дмитровским.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» в скором времени распространились по всей России. Особенно их много в Забайкалье, где христиане и даже язычники получают исцеление от недугов через помазание пред иконою «Споручница грешных».


Архитектурный стиль храма — московское барокко.  При этом храм сохраняет черты древнерусской архитектуры, но уже несколько стилизованные: фасады не разделены лопатками, а по углам украшены колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. По одной оси, с востока на запад, расположены: пятиглавый, бесстолпный храм, с ориентированным на восток алтарным выступом (апсидой), одноэтажной трапезной и нарядной декоративной трехъярусной шатровой колокольней.

Южный и северный фасады венчает ряд из трех ложных закомар с килевидными завершениями, а восточный и западный – из пяти ложных закомар меньшего размера. Над ними поставлен ряд кокошников – переход к кровле с пятью главами. Кокошники окружают и каждый барабан. На особых кокошниках покоятся имеющие чисто декоративное значение главы. Необычайно красивы окна храма – обрамленные резными разноцветными наличниками, близкими скорее к стилю русского узорочья: обычные и звездчатые кокошники, кирпичные наличники и керамические вставки, на углах — ярко раскрашенные пучки колонок. Примечательно и то, что под нижними закомарами не проведен карниз, отчего стены храма выглядят выше и кажутся устремленными ввысь. Барабаны украшены в соответствии с остальным зданием цветными аркатурно-колончатыми поясами и фризом.
Фасады кирпичного (с применением белого камня) храма украшены цветными поливными изразцами, пышными наличниками и яркими красно-зелеными деталями по белому фону.  

Что удивительно - внутри храма нет купольного свода. Пространство храма перед алтарем кубическое. На уровне середины алтаря низко свисает громадная затейливо украшенная люстра (паникадило).

Колокольня одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве: восьмерик на четверике, с 32 слухами (резонаторами). Выделяется яркой окраской, изразцовым убранством. Первый ярус — парные окошки с кокошниками. Ярус звона, где размещены колокола (сохранились, в т.ч. колокол, отлитый мастером Михаилом Ладыгиным в 1685 г.), состоит из открытых широких, килевидных арок, опирающихся на невысокие столбики. В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов, снятый в 1930-е г. Под звоном лишний этаж, усиливающий распространение звука. Шатер колокольни украшен цветными изразцами. Входы в боковые пристройки колокольни — поздние. Настенная роспись внутри храма — 1845 г. Иконостас и паникадила обновлены в 1872 г.

Храм не закрывался. В 1922 г. из храма изъяты 5 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари.

Источники - http://hramy.ru/regions/r77/cao/hamovniki/nikham.htm, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/180293
Tags: Москва, Церковь в Хамовниках
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments