homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Архангельский переулок - Меньшикова башня

Совсем рядом с метро Чистые пруды, во дворах, находится та изюминка, которую мало кто видел. Возможно, в советское время ее не снесли именно из-за ее неброского вида. Хотя работники Почтамта в 1928 году писали письма с просьбой снести башню, так как "к ней никто не ходит и не интересуется", а освободившееся большое место просили отдать Почтамту. Почему-то их просьбу не удовлетворили.



Слева по Архангельскому переулку нас встречает флигель усадьбы Кашкина-Дурасовой конца 18 в. Сейчас здесь занял место Московский банк реконструкции и развития. Облагородил, конечно, на свой манер, пристроил третий этаж с современной крышей. Но по крайней мере флигель усадьбы, выходящей на Чистые пруды, сохранился. Сама усадьба тоже сохранилась, в ее главном здании была Комиссия для строений Москвы, потом ее сменило Правление московского округа путей сообщения, причем они умещались в двухэтажном особняке. Затем здесь появился главный дом типографии. После 1917 г. здесь разместилось издательство “Рабочая Москва”, а с 1922 г. – издательство “Московский рабочий”. В 1950-х гг. после увеличения высоты здания до 6-ти этажей в нем поместили редакции газет “Московской правды”, “Вечерней Москвы”, “Московского комсомольца”.



Почти напротив, в доме №17, сохранился Елизаветинский детский приют. Здание в псевдорусском стиле постройки конца 19 в. В то время московским генерал-губернатором был назначен великий князь Сергей Александрович, а его жена – великая княгиня Елизавета Федоровна – учредила благотворительное общество, названное Елизаветинским. Оно и было заказчиком строительства дома, в котором расположился детский приют.
Сейчас здесь находится детская стоматологическая поликлиника. То есть в какой-то мере сохранилась его благотворительная детская направленность.



С внутренней стороны выглядит так:



Сам Архангельский переулок - настоящий кусочек старой патриархальной Москвы. По сравнению с соседней Мясницкой она неширокая, тихая, на ней стоят старенькие низкие домики, большей частью сохранившие свой первоначальный облик. Сворачивая сюда с шумного Чистопрудного бульвара, словно попадаешь в прошлое. Время здесь остановилось.



Справа желтое здание в классическом стиле - церковь Федора Стратилата. По сравнению с соседней Меньшиковой башней она миниатюрная, простая и изящная. Церковь названа так по приделу, посвященному Федору Стратилату. Первоначально посвящалась Федору Тирону. Непонятно зачем двух Федоров смешали, ну да ладно.
Церковь построена в стиле классицизма - строгие линии, отсутствие вычурных украшений, симметричность здания, цвета - охра и белый (в Москве другие цвета в то время не разрешались, в Подмосковье можно было позволить сочетание, например, розового с белым). Чтобы подчеркнуть стремление вверх использованы стрельчатые окна и люкарни (круглые окошки по верху, люки).

Храм был построен после Меньшиковой башни, так как последняя была слишком большая, чтобы ее можно было протопить. Говорили, что "в Меньшиковой башне самая короткая Пасха", т.к. в храме было холодно и службу старались побыстрее закончить.



Первоначально у храма была колонада, но ее снесли ради выправления улицы по красной линии:
Фото с сайта www.mmsk.ru



И вот рядом, между церковью Федора Стратилата и детским приютом, расположилась Меньшикова башня:



Сначала башню можно принять за звонницу, но это был полноценный храм, построенный "под колоколы", то есть на одной линии, словно нанизанные бусинки, располагались и сам храм, и колокольня. В отличие от принято до этого постройки "кораблем", когда общее здание храма выстраивалось по горизонтальной линии: паперть-притвор-трапезная-алтарь.



Что нас удивляет: храм строится по совершенно другим, западным канонам. Если мы привыкли, что в традиционных православных церквях есть паперть, то есть лестничное возвышение, позволяющее подняться от земных дел к небесным, то здесь этих ступенек нет, храм находится на одной линии с землей.Появляются балконы. Их здесь целых два над входом - белый с толстыми балясинами и сразу под ним черный ажурный.



Стены храма щедро украшены лепниной, используются люкарни (круглые окна), храм выстраивается с колоннами, портиками, декорируется фриз. Вобщем, по тем временам это был богатый, невиданный доселе, храм нового типа. Наверное все на него смотрели как на диковинку.



Меньшиков не стал скромничать и увенчал храм шпилем точь-в точь как на Петропавловской башне в Петербурге. Шпиль башни был выше колокольни Ивана Великого, что возбранялось. Народ начал осуждать такую претензию на величие. Все закончилось тем, что во время грозы в шпиль попала молния, крыша храма сгорела, после чего ей придали завершение, которое мы видим и сейчас. Народ тут же сказал, что ударившая молния - дурной знак. Чем закончилась карьера Меньшикова, мы все знаем.

Первоначальный вид. Фото с сайта www.mmsk.ru. Верх шпиля венчала золоченая фигура Архангела Гавриила с крестом в руках.





Посмотрим лепнину поподробнее. Здесь использовались и барельефы и горельефы, более выступающие из стены скульптуры:



Церковь щедро украшена растительным орнаментом. Возможно это подразумевались райские цветы, а может быть использована идея виноградной лозы, где основной ствол - это Христос, а веточки - его ученики и последователи.

Обратите внимание - здесь внизу есть царские короны. Возможно таким образом Меньшиков хотел подчеркнуть свою близость к царствующей семье.



Главный вход в храм. Что интересно - окна закрываются громадными наличниками. И это несмотря на имеющуюся решетку.



Лепнина над главным входом: Архангел Гавриил, по обе стороны от него ветка дуба и ветка масличного дерева.



Взгляд снизу вверх. Посмотрите какая она многоярусная. Можно увидеть сохранившуюся традицию ставить храмы "восьмерик на четверике", то есть в основании квадрат или прямоугольник, на нем восьмигранный ярус.



Храм щедро украшен по углам волютами (большими завитушками).
Что характерно - на многих раскрытых книгах текст стерт. Возможно это были надписи, неугодные митрополиту Филарету, который повелел их стереть. При дальнейшей реставрации книги решили оставить пустыми.



Западный вход:






Здания церквей Федора Стратилата и Архангела Гавриила относятся к Антиохискому Патриархату. Передача состоялась московским патриархом Алексием в 1948 году. Службы ведутся на старо-славянском языке, служители церкви знают русский язык.

Использовались материалы - http://www.mmsk.ru/streets/unit/?id=4670, http://www.orthlib.ru/JMP/50_01/11.html,
Tags: Архангельский переулок, Меньшикова башня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments