homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Риторика

Какое же это счастье - прослушать две лекции по риторике. У меня ее не было ни в школе, ни в колледже, ни в институте. Наверное, самые счастливчики те, кому курс из 200 часов начитали :) Предмет надо обязательно давать всем, работа кого связана не с сиденьем за шкафом, а с общением с людьми. Потому что так часто у людей каша во рту.... То говорят быстро, то медленно, то часть букв не выговаривают. И постоянно приходится напрягаться, пытаясь вслушаться в ЭТО, и просить повторить. Выразительный рассказ - это вообще труд, который далеко не все хотят на себя брать. Ну и зря.

Съездили на пробную экскурсию старшей группы. Выслушали все вздохи, ахи, паузы не к месту, тихий голос, всякие "аааа...., эээээ..."  Со стороны посмотрели как не надо рассказывать. Я теперь тоже не люблю экскурсоводов :)

Представьте - вы приехали новый город посмотреть, ничего еще о нем не знаете. Сели в автобус. А экскурсовод не может быть с вами как с равными. Называть вас "друзья" он не хочет, "господа" - тоже не хочет. И какое у вас уже друг к другу отношение?  А первое впечатление - самое главное. Не так себя поставите с людьми, потом за всю поездку не выправите.
Второй минус - рассказывать о том, что мы в данный момент не видим, а скорее всего уже никогда не увидим, так как проехали.  Если это экскурсия, то идет описание увиденного, именно того, что сейчас перед нами (если дом снесли - можно его на картинке показать). Но говорить об объектах невпопад, когда мы их не видим - это издевательство над клиентами. Смысл тогда ходить на экскурсию? Можно и дома книжку про город почитать.
Третий минус - невнятное произношение окончаний слов. Вот тогда все начинают кричать:"Не слышно!" Конечно не слышно. Потому что дикцию тренировать надо. А мы все думаем, что от природы гении и ораторы.
Четвертый минус - отсутствие логических переходов, когда информация дается кусками, невпопад, по принципу "что вижу - о том пою". Обычно после такого рассказа остается ощущение, что "тетка все время говорила, но ничего не запомнилось".  Выходишь из автобуса и думаешь:"Зачем съездил? Только время убил". Потому что рассказ нужно строить как единую выстроенную цепочку переходов от одного объекта к другому. Только тогда получится понятный рассказ, который легко воспринимать и который потом легко вспомнить. Потому что все в нем взаимосвязано, нет ничего лишнего или случайного.
А чтобы все вот так гладко рассказать - нужно не обложиться томами книг (хотя это тоже пригодится), но и ножками самостоятельно маршрут пройти, посмотреть лучшие точки обзора, продумать на месте логические переходы, рассчитать время, а потом прийти домой со всем этим багажом знаний, сесть и написать свой текст. Именно свой, который для вас произносить легко и слова в нем не чужие. Потом проговорить его несколько раз с выражением. И только потом можно выходить к людям.
Это труд, над которым не все хотят прикладывать усилия. Да, рассчитывают на большие знания. Но туристы - не подопытные кролики, не надо их задавливать своим грузом знаний. Люди прежде всего отдохнуть пришли.

Рассматривали вчера и конфликтные ситуации - что делать, если вас не слушают, если назревает конфликт, если начинают ругаться матом... Многие старались высказаться, проиграть ситуацию. Поразила старшая группа, все примеры которых строились на агрессии. Не знаю, может у них люди так в группе подобрались, может только самые активные говорили. Но какие-то отрицательное мнение сложилось о другой группе именно на фоне их поведения. Сложилось впечатление, что они все время себя на пьедестал почета ставят и оттуда со всеми сверху вниз говорят. Как можно таких к людям выпускать?
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments