homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

День второй. Рождество. Прогулка по городу, Музей истории религии.

Рождество мы отметили тихо, по-семейному. Я долго смотрела в телевизор, пытаясь понять, что сделали с полом собора. На второй минуте меня озарила наконец мысль, что это Казанский. Логично для Питера.
Наслушавшись историй про красиво украшенный город, катальные горки и всевозможные концертные площадки, решила выбраться в центр. Как всегда около метро все встречаются со всеми, создавая при этом неудобства остальным, Невский превращен иностранцами и москвичами в какую-то широкополосную трассу. Шумно и тесно. Пока шла до Дворцовой, рассматривала дома. Да, теперь я понимаю, почему нам говорили не покупать питерские учебники по архитектуре - стили здесь совсем другие.
Вышла на Дворцовую. С удивлением уставилась на настоящую ель - на Соборной площади Кремля уже несколько лет стояла искусственная. Обойдя елку, испытала настоящий культурный шок - Дворцовая площадь превратилась в еловый лес.



Люди вокруг шли, ничего не замечая, словно они уже 156 лет как ходят в музей через лес.



Оригинальное решение! Это намного лучше, чем каток.



Стрела крана слева напоминает нам о бурной реконструкции здания Генштаба. Осенью на выставке Зодчество-2009 все имели возможность подробно, этаж за этажом, рассмотреть будущие музейные галереи. Меня больше всего привлекает идея висячих садов. Надеюсь, архитекторы сохранят старинный дух здания и не превратят его в суперсовременный пластиковый променад.

Пошел снег, причем лепил он прямо в лицо, мешая фотографировать. Робко посмотрела на Эрмитаж, задумавшись насколько я люблю музеи. В такую погоду я люблю их все! Но оценив толпы страждущих пообщаться с искусством и вспомнив что было в детские каникулы, решила, что я не настолько люблю музеи, чтобы чувствовать себя как в метро в час-пик. Удовольствие будет ниже среднего. Поэтому решила обойти музей и дойти до стрелки.



Зимой здесь так хорошо и пустынно без туристов и лоточников!



Ну да, конечно! Так там меня и ждали! Коварная зима кинула мне в лицо снежок, а затем закрыла снежным пологом все красоты. Кругом была серая завеса снега. Словно выпотрошили подушку. Поняв, что на Ваську идти бесперспективно, остановилась на Дворцовом мосту, всматриваясь вдаль и пытаясь понять хотя бы по очертаниям - где здесь что.



Этот кадр был сделан наугад, в пустоту. За серым сумраком было не разобрать где земля и небо.



Конечно после такого результата моя фотоохота "в поле" прекратилась. Я поспешила спрятаться от бури между домов. Шла и по дороге придумывала куда же мне пойти. Вспомнила про Галерею игрушек на Большой Морской, про "Тепло" и про Музей истории религии, где проходила временная выставка, посвященная воде. Тут меня окликнули две женщины, они интересовались как пройти к Строгановскому дворцу. Как учили, описала им расположение дворца в пространстве, цвет, этажность, яркие элементы отделки. Правда, выяснилось что барышни даже не совсем понимают где Невский... Прям хоть за руку бери и води.

Угрюмый Исаакий безмолвной серой глыбой вынырнул из снежной бури.



Я приметила возле него те самые экскурсионные автобусы, куда мог зайти любой желающий, купить билет и потом в течение дня заходить и выходить на любой точке маршрута. Подумала, что вернусь сюда через пару часов и покатаюсь....  Появилась я здесь снова лишь 6 часов спустя.



Вереницы туристических групп, выпущенных из автобусов, пугали. Вероятно, внутри царило столпотворение. Идти в Исаакий на Рождество тут же расхотелось. По той же причине часом ранее мне совершенно расхотелось идти в Казанский. Уже имели "счастье" втиснуться туда на Казанскую. Нет, и даже не уговаривайте!



Медленными шажками, пробираясь навстречу снежному ветру, я таки свернула на Б.Морскую. Людей здесь не было, зато сугробов было - завались. В прямом смысле. Тут я столкнулась с реальностью под названием "нерасчищенные дорожки". Почувствовала себя как немец под Москвой. По узенькой едва заметной тропинке я шла, покачиваясь, и рискуя с каждым шагом завалиться в сугроб. На крышах домов угрожающе зависли стратегические сосульки класса "Воздух-Земля". Как обычно, заинтересованно разглядывая изуродованный католический храм, пропустила нужную вывеску Галереи.

Словно снеговик я вошла в музей. При каждом движении с меня падал снег. Хвала местным бабушкам - они терпеливо не сказали ни слова. Хотя я долго копалась с фотиком и одеждой - руки настолько замерзли, что были словно чужие. Вот так в Рождество я решила устроить себе подарок - пройтись по залам всех религий и еще раз повторить материал лекций. Где-то я ходила сама, где-то краем уха слушала детского экскурсовода. Я все понимаю - у маленьких детей программа рассчитана наверняка на 45-50 минут, их трудно заинтересовать и так же трудно удержать внимание. Но из всего интересного зала рассказать только об одной картине... Как-то совсем куцо.
Уже прогуливаясь по залам я поняла, что зря сдала фотик - здесь можно было снять все таблички при входах в залы. Обычно их никто не читает, но на самом деле там написана та самая емкая нужная информация, которая быстро и понятными словами характеризует весь зал. Например, я узнала как произошло разделение церкви на западную и восточную. Представитель западной церкви давно присматривался к лакомому кусочку земель восточной церкви в солнечной Италии. Попросил ему эти земли отдать, а в случае отказа пригрозил анафемой. Конечно, представитель восточной церкви не растерялся, сказал что они там у себя на западе все сдурели от жадности, на чужие земли покушаются, сказал что больше в этой игре не участвует и объявил себя представителем независимой православной церкви. Все от жадности...
Еще было интересно отслеживать решения Вселенских соборов, которые включали представителей абсолютно из любого христианского храма, пусть даже самого маленького. И вот эти толпы людей собирались и решали то, что сейчас нам кажется очевидным - и иконам поклоняться, и православные тексты в однообразии составлять, и решали что делать с девой Марией - считать ее божественной или нет. Вобщем, все что мы сегодня считаем догмами и безоговорочно им верим, решалось в стародавние времена с 1 по 8 век. Больше Вселенские соборы не собирались. А пора бы. Сейчас как никогда церковная жизнь идет в разрез со светской. Поэтому и люди стали так далеки от религий - они устарели для сегодняшнего стиля жизни.
Конечно, в музее хотелось бы увидеть более подробные таблички с описанием. На мой взгляд, сейчас в музее интересно только тем, кто хоть немного изучал материал. И мне очень жаль, что у меня в музее не было компании - я бы их загуляла по залам. Но так как я была предоставлена сама себе, то с радостью транжирила время, застывая во многих залах возле сенсорных мониторов. Так мне удалось совершить интерактивную экскурсию по Иерусалимскому храму, по образу и подобию которого был построен храм и у нас в Истре. Трехмерное изображение храма позволяло удобно гулять по нему, рассматривать все уголки. Мне понравилось. Когда еще туда попаду!
Наконец-то открыли мусульманские залы, где представлены восточные религии. А то в музее весь упор на христианство ставился. Как будто других вер нет!  Я там тоже зависла перед экраном, пытаясь понять и систематизировать отрывочные смутные знания. Жаль, что этим залам отвели такую маленькую площадь и экспонаты в основном из 21 века. Конечно после Музея Востока это несоизмеримо мало. Но здесь хотя бы упомянули суфиев. Про даосизм, концуцианство, буддизм я вообще молчу. Зажали.

Да! Самое главное. На пятом этаже музея сейчас открыта выставка "Неизвестный Васнецов". Вход на выставку по обычным билетам, ничего дополнительно приобретать не надо. Поднимаетесь по стрелочкам-указателям на 5-й этаж. Участливые смотрители вам все подскажут.
Попадаете в огромный зал под стеклянным потолком. В нем представлены громадные полотна высотой около пяти метров, выполненные Васнецовым по специальному заказу хрустального фабриканта Ю.С. Нечаева-Мальцова. На основе полотен Васнецова в соборе были выполнены мозаики, которые дошли до наших времен и активно реставрируются. Часть картин из собора была вывезена после 1923 г, когда собор стал клубом, а позднее музеем, кочевала по другим музеям и хранилищам, а сейчас их все можно увидеть на выставке.

В свое время Мальцова спросили, зачем он строит не в Питере, не в Москве, а в какой-то глубинке такой прекрасный, богато украшенный храм, поражающий своими размерами. На что Мальцов сказал, что "Может быть именно благодаря этому храму в России узнают про наш город Гусь. Он станет известен по всей империи и на него будут приезжать специально смотреть".

Экспозиция показывает всю хранящуюся в Музее истории религии коллекцию работ Виктора Васнецова. Она включает раннюю графическую работу «Христос в пустыне» (выполнена в 1869 г. во времена обучения в Императорской Академии художеств); «Всадники Апокалипсиса» (1887 г., эскиз росписи Владимирского собора в Киеве); эскиз к знаменитой «Битве на Куликовом поле» (1915).
Несомненный интерес вызовет «Крест-распятие» (1926 г.), законченный художником за несколько дней до смерти.

"Страшный суд"



"О тебе радуется"



Фотографии с сайта музея хрусталя им. Мальцовых.

"Всадники Апокалипсиса"



Видео о выставке от НТВ



Адрес: Почтамтская ул., д.14.

Проезд: Ст. метро "Гостиный Двор", "Сенная площадь"; троллейбус 22, 5: автобус 3, 22, 27

Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме среды

Входная плата: Взрослые - 120 руб, студенты - 50 руб., школьники - 35., пенсионеры - 30 руб. Дошкольники и льготные категории - бесплатно
Tags: Музей религии, Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments