homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Музей истории религии

Андрей  andru379  дал замечательную ссылку на свой альбом, где выложил громадное количество предметов из Музея истории религии. Пока гуляла по залам, у меня возникло несколько вопросов.
Еще кто-нибудь кроме меня видит, что по левую руку от Христа сидит женщина?



Вот здесь можно максимально крупно посмотреть.

Профиль, форма лица, поза, руки...

Мне хочется немного подробнее рассказать об экспонатах музея, а то мы проходим мимо и не совсем понимаем что это и зачем это.

Ковчег как средство спасения людей. Поэтому православные церкви строили "кораблем", а католические базилики имели по своей длине такое же корабельное название, как "неф". Ковчег , лодка рыбака - все это имеет один смысл - ловля и спасение людей.



Часто в церкви можно увидеть изображение виноградной лозы или около нее на улице растет виноград. Все это не просто так, а с тайным смыслом. Имеется ввиду, что корень и ствол - это сам Христос, а веточки, бегущие от него - его ученики, которые несут знания дальше. Постепенно эта лоза оплела весь мир... Еще можно провести аналогию с самим виноградом, из которого делают вино для причастия. Вино на алтарном столике таинственно превращается в кровь Христову, которую потом всем дают с ложечки. Да, обычай с языческим оттенком, но прихожане действительно символически едят "плоть и кровь" Христову, считая что таким образом с ними внутри пребудет его сила. Подобные обряды есть у многих народов, христиане в этом не оригинальны.



Купель для крещения. Перед крещением, пожалуйста, крестные, выучите "Символ веры", чтобы не возникало неловких ситуаций. И не забывайте, что крестные родители - это запасной комплект после настоящих. В древние времена продолжительность жизни была небольшой, войны и болезни делали свое дело. В случае гибели биологических родителей ребенок оставался на попечении крестных. Вобщем, если вас выбрали - вы действительно самые лучшие, любящие и внимательные.

После обряда крещения ребенок становится чистым словно ангел. На него в тот день можно молиться как на икону.

Вода после крещения, как и после любого обряда народов мира, выливается в непопираемое место. То есть в место, где не ходят, куда не сливают другую обычную воду. Рубашечка и полотенце после крещения не стирают. В них заворачивают ребенка во время болезни.

Кстати, освященные предметы одежды всегда стирают отдельно от остальных и тоже выливают в непопираемое место. Поэтому если вы купили освященный платочек в церкви, подумайте как вы его будете стирать и бежать выливать воду на улицу в тайное место.



Вот здесь крупное изображение креста . У меня были вопросы по палочкам, приложенным к нему. Оказалось, если присмотреться, это оказываются копье, которым пронзали бок Христа, и копье с губкой, смоченной уксусом, которое подносили к его губам, чтобы увеличить муки изнывающего от жажды.

Да, и вот это завершение церковной главы - луковка - в которой написана икона.  До этого существовали сферы, перенятые с Византии (Софийский собор в Константинополе), потом появился русский шлем (Владимирский собор), с 17 в. появились именно такие луковки, а с появлением изящного барочного стиля 18 в. - маленькие маковки. То есть если на древних храмах мы видим не луковки, то это не значит, что древние зодчие не умели строить :) Просто тогда был другой стиль.



О! Хорошая скульптура, показывающая крещение Руси. Молодой князь Владимир Красное Солнышко попирает старого ведуна, кругом разбросаны древние изображения богов. Я не согласна с тем, что во имя политических и экономических интересов надо выжигать свое прошлое, но так уж оно случилось. И сейчас мы имеем то, что имеем. Для многих слушателей курсов было откровением, что их привычные русские имена на самом деле еврейского или греческого происхождения.



А это Петр, первый митрополит московский, который перенес в начале 14 в. кафедру из Владимира в Москву, признав таким образом за ней значение более главного города и создав условия для возвышения Московского княжества. Именно по его совету Калита закладывает главный храм города - Успенский собор. Петр будет похоронен там на самом почетном месте. При дальнейшей перестройке собора могила Петра останется нетронутой и войдет в общий объем храма.



Здесь удобно рассмотреть хоры - место присутствия князя во время службы. Там на балконе как раз видны маленькие человечки.



Храм Покрова, сменивший с конца 16 в. свое название на Храм Василия Блаженного. Почему же так назвали? В северо-восточной части храма, в новом приделе, был захоронен Василий Блаженный. Название этого придела и дало новое название собору.



Богородичные иконы имеют много названий. Можно в них начать немного ориентироваться. Икона с изображением Богоматери, указывающей рукой на Христа - Одигитрия (Путеводительница). Таким образом она показывает путь к спасению.



Другой тип Богородичной иконы - Елеуса (Милующая). Мать с сыном умиленно прижаты щечка к щечке.



Это все были поясные иконы, а  на примере иконы Серафима Саровского можно увидеть такой вид иконы, как ростовая.  По краям показано житие святого. Но не для неграмотных крестьян (грамоте были обучены давно и многие - вспомните берестяные Новгородские письмена), а для примеров духовной правильной жизни.



Железные вериги, которые носили на себе старцы, блаженные, святые и все прочие, которые хотели смирить свою плоть и обратить все внимание на духовный рост. Часто такие люди питались лишь водой и хлебом и ходили полураздетые. Каждый нес свой жизненный крест.



Типа гвозди из того самого креста. В Средние века делались огромные деньги на "мощах", "кусочках креста" и "гвоздях". Если их все собрать вместе, то получится не один десяток крестов. Но каждому уважающему себя христианскому собору нужно было непременно иметь всего и понемногу. Ведь чем больше "чудес", тем больше паствы, а следовательно и денег.
Глас монаха на одном из Вселенских соборов о том, что церковь не должна просить деньги, а смиренно принимать подаваемое, не был услышан. Было принято, что церковь должна быть богатой, дабы защитить свою паству во время голода и неурожая. История показала, что последнее действительно правильнее.



Далее пошел католицизм, а я в нем не сильна. Хотя мне очень понравились картины с художественной точки зрения.

Гениальное изобретение экономической Европы - восковые части тела, которые покупались, а затем приносились в жертву храму. Покупали ту часть тела (или всего человека, дом, животное), которое вызывало опасение и требовало усердной молитвы. Нормальный такой языческий обряд.





Вернемся к православному монашеству. Здесь показана черная одежда монаха, который уже при жизни похоронил себя для всего мирского. Вернее, монахи прощаются с мирским конечно же еще раньше, но здесь он своей одеждой показывает, что фактически он уже умер и заботиться уже только о душе.



А здесь изображен монах-столпник, то есть который принял обет стояния. Люди выбирают себе разные обеты, например, обет молчания. Если думаете, что это так легко, попробуйте помолчать хотя бы день. У вас появится такой шквал мыслей в голове!
Столпник и спит стоя. В этом ему помогают костыли. Их здесь с трудом, но видно.



Монахи были обязаны заботиться не только о душе, но и о сохранении своего монастыря и города. Монастыри первыми принимали на себя удар неприятеля. По сути это были те же крепости. Москва, например, в древние времена окружалась северным и южным кольцом монастырей. В отдалении от города строились еще оборонительные кольца - на ровне Козельска, Орла, Белгорода.



Здесь показана одежда священнослужителя. Головной убор - камилавка - особая награда для любой степени служения. Голубая накидка сверху - фелонь - символ несения страдания. Белый подризник (одевается под ризу) и золоченый пояс.

Справа на стене можно увидеть интересный символ - квадрат в квадрате. Именно по такому принципу должен был строится небесный град Иерусалим. Такой же в своем основании построен Храм Василия Блаженного, за что иностранцы в прошлых веках его называли Иерусалимом.





Евхаристический набор (евхаристия - причащение) - потир (чаша для причастия), ложечка для причастия, блюдо со звездицей, ковш. В чашу вливается вино, на Литургии оно превращается в кровь. Затем в него опускают преломленный хлеб. Чаша является символическим образом вмещения Невместимого, то есть прообразов Христа в чреве Матери. Также чаша символизирует ту самую чашу, из которой пили ученики на Тайной Вечере.
Ложечка символизирует духовное накормление мирян. С нее кормят хлебом, смоченным в вине.
На круглом блюде, символе вечности, подают хлеб для таинства. Считается, что это прообраз того блюда, с которого Христос брал хлеб на Вечере и раздавал ученикам.
Звездица, являясь воплощением Вифлеемской звезды, ставится на блюда, освящая его своим сиянием.



Кадило используется для воскурения ладана в церкви. Именно этот запах мы чувствуем при входе. Говорят, страшно полезен в качестве антисептика. Ведь в церкви собирается очень много разного народу...



Золотые врата, которые есть в каждом храме. Обыкновенно они закрыты, но по большим праздникам они открыты всегда. Например, на Пасху они открыты 40 дней. Наверху изображены Гавриил и Богоматерь, под ними - 4 евангелиста.



А это уже одежда епископа. На голове носят куколь. На груди вместо креста панагия (открывается, внутрь можно положить просфору).Вот этот высокий стоячий воротник сделан как прообраз заблудшей овцы, которую пастух  нашел и привел в стадо. То есть в этой истории пастух - это Христос, а овца - это люди, которых он находит в темноте и возвращает в лоно Церкви.



Набор для миропомазания. Всю важность этого события вы можете ощутить, принимая во внимания, что миропомазания человек удостаивается только раз в жизни - во время крещения. Дважды этого удостаивались только цари, во время воцарения на престол.

Специальное миро варят епископы. В его состав входят около 40 веществ: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки розы, фиалковый, пряный, калганный корни, мускатное, розовое, гвоздичное масла и т.д. Эти вещества заготавливаются в определенное время Великого Поста. Они смешиваются и настаиваются. Затем на Страстной седмице осуществляется чин мироварения . Сейчас миро варят в Малом соборе Донского монастыря. Мироварение происходит три дня – при постоянном чтении Евангелия и постепенной добавке в миро различных веществ. Затем в Великий Четверг на Божественной Литургии в Патриаршем соборе миро освящается; при этом в него добавляется немного древнего мира, хранящегося на престоле, а в древнее миро добавляется новое. Таким образом, через это в Церкви также осуществляется преемственность передачи благодати от времен близких к апостольским и до наших дней.
Из Донского монастыря священное миро отправляют по всем российским храмам.

После миропомазания и окунания с малыша специальными ножницами состригаются пряди волос, которые остаются в храме как символ жертвенности Богу.



Панагия. Если ее видите на груди, то это епископ и к нему надо обращаться "владыка". К священнику обращаются "батюшка", к диакону - "отче". Но если вы взволнованы и запутались - обратитесь "отче", это не будет ошибкой.



Куколь для патриарха. Носится во внеслужебное время.



А вот здесь тоже интересная деталь одежды - епитрахиль. Это длинный фартук, лента через шею, символическая благодать, похожая на крылья ангела. Обязательна для таинств. Например, во время исповеди священник накрывает лентой голову исповедующегося словно принимая его под защиту своего крыла.



Тут я наверное уже успокоюсь, а то итак выдала массу информации, которой вас уже утомила :)

Если есть какие-то вопросы - задавайте, если в тексте есть неточности - исправим.
Tags: Музей религии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments