homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Горе-экскурсоводы

         Вчера присутствовали на итоговой сдаче экскурсоведения у старшей группы. Итог - я ненавижу экскурсоводов. Что представляет собой экзамен: проезд по Москве с обзорной экскурсией (один человек сменяет другого, рассказывая свою часть), затем тут же выезд в область с другим видом экскурсии - повествовательным рассказом о нашей дороге вообще, подмосковных прелестях, храмах и прочих придорожных интересных вещах. Они сдавали Сергиев Посад и дорогу по этому направлению.
             Короче, если эти люди, которые вчера утомили нас своей неграмотностью и отсутствием логики, действительно пойдут в туризм - прощай хороший отдых. Я не завидую  их группам. Вот отучился курс, их 18 человек. Из всей группы наверное только 4-5 человек вселяют надежду, что они действительно учились, поняли как надо  и как не надо выстраивать рассказ, научились организовывать людей. Но все остальные... Просто отсидели свое время на лекциях. И ведь им дали все документы, разрешающие работу. И аттестацию в Ассоциации гидов они тоже получили. Я в тихом ужасе. Неужели нашему государственному туристическому центру абсолютно все равно какого качества специалистов он выпускает? Это же прежде всего к нему подрывает доверие.
             К нашей группе требования несоизмеримо больше. Постоянно нас останавливают, критикуют, поправляют, требуют переписать текст. Сначала мы дулись, обижались. Каждый хотел написать экскурсию в своем видении. Потом, со временем, понимали, что действительно, если информацию в зависимости от объекта разложить так-то и так-то, то и рассказывать легче, и люди заинтересованнее слушают. Ведь наша задача - не просто выложить все что знаем, устремив взор в даль светлую, а завладеть вниманием людей, дать им легкий для восприятия, но интересный для общего развития рассказ, который они надолго запомнят. А кто-то потом и друзьям будет пересказывать.

Итак, какие у них были ошибки:
- Многие не удосужились самостоятельно написать свой текст. А ведь умение грамотно и интересно составить текст - это пол-дела. Куда проще запомнить свои слова, чем чужие. Ведь у каждого свой стиль, своя манера речи.
- Многие читали с листа, не поднимая головы. Это приводило к тому, что город за окном был сам по себе, их рассказ - сам по себе. Это напоминало урок выразительного чтения во втором классе. С таким же успехом мы могли слушать этот текст в лекционном зале.
- Не было логических переходов от одного объекта к другому. Это приводит к тому, что туристы только успевают крутить головой слева направо, едва поспевая за обычным перечислением никак не связанных объектов. Попробуйте просто перечислить предметы, лежащие у вас нас столе. А теперь соедините их логическими мостиками, собрав вместе карандаш и ручку, клавиатуру и мышку. Во втором случае легче и рассказывать, и воспринимать.
- Из-за того, что не сами писали текст (а следовательно не нарыли кучу полезной информации по нему), не знали чем заполнить свободное время во время стояния на красном сигнале светофора.  Автобус стоит - и мы сидим в тишине.
- Не было описания улиц и площадей в целом, сразу шло описание домов. Представьте себе, вы попала в Венеции на площадь Сан Марко. Вы тут же броситесь дома рассматривать? Вы сначала посмотрите на площадь в целом, поразившись ее красоте, объему, ее затейливым домам по периметру и устремите свой взор на подлинное украшение площади - собор. Теперь можно про него уже рассказывать, вы логически  переключили на него свое внимание.
- Сразу же рассказывали историю дома, не описывая его заранее внешне. В итоге мы слушали текст, а к какому дому он относился, так и не поняли.
      Сложилось впечатление, что для них работа экскурсовода - это игра в одни ворота, а не взаимодействие с группой. Они совершенно не задумывались о том, понятен ли их текст, легко ли он воспринимается, полезен ли он слушателям.
 
        После экскурсии по городу мы сразу поехали в область. У них по плану был Сергиев Посад и несколько храмов по дороге к нему. Экскурсия по области немного отличается от городской. Надо выстроить рассказ блоками, когда можно рассказать об усадьбах, природе Подмосковья, истории паломничества, меценате Савве Мамонтове, который на свои деньги проложил железную дорогу в Сергиев Посад... В результате нам не рассказывали, а тупо читали текст с листов, естественно никак не связанный с дорогой, потому что из-за своих бумажек они попросту дороги не видели. То есть опять вид за окном был сам по себе, рассказ - сам по себе.
Это приводило к тому, что про путевой царский дворец нам рассказывали за две остановки метро до него. Нам уже дают описание этого храма, а мы его не видим. Ну смысл? Неужели сами не понимают?
       По дороге проехали столько церквей, но о них не услышали ни слова. Зато нам непрерывно что-то читали, читали.... В голове ничего не осталось, только утомились от непрерывного потока никому не нужной информации. Что странно, с нами вместе ехали их преподаватель и директор турцентра. Они их хвалили! Что там хвалить? Совершенно не подготовленных людей, которые даже не могут дать визуальное описание храма, который мы объезжаем?
          Что меня удивило - их преподаватель при подъезде к очередному храму просто молчал, вместо того, чтобы дать настолько полезную для нас информацию - где автобус поставить, как потом лучше выезжать, куда сначала отвести туристов, куда потом, куда обратиться за внутренним экскурсоводом, где находятся магазины, туалеты.
         Сергиев Посад - это была отдельная песня. Автобус мы оставили на самой дальней от входа остановке, где идти надо было минут 15. И дали нам на все час времени, из которого пол-часа мы тратили только на дорогу туда-обратно. Что такое пол-часа в Лавре для гида? Нужно узнать где что находится, где какие храмы, когда в них водят, где магазины, что именно в них продают, где можно перекусить, где находится туалет. Вобщем, все организационные моменты.
         В итоге их преподаватель опоздала на 30 минут. И даже не извинилась, сделала вид, что это в порядке вещей. С обычными туристическими группами она так же поступает? У нас просто украли это время, заставляя сидеть в автобусе. Мы бы лучше эти 30 минут дополнительно по храмам погуляли. Неужели нельзя было перед выходом из автобуса подкорректировать время, зная что идешь решать свои экскурсоводческие дела? Это откровенное хамство.
          И все это время, пока мы ее ждали в автобусе, одна из представительниц старшей группы взяла микрофон и стала зачитывать информацию из Википедии о Лавре. Поздно! Информацию об объекте после его самостоятельного осмотра давать нелогично. Неужели сама этого не понимает? К тому же ее собственные слова были бы гораздо интереснее прочитанных. Чувствуете разницу между чисто технической информацией, когда перечисляются годы постройки, названия и высота башен, архитекторы, от описания, когда даются выразительные описания башен по цвету, сравнительная характеристика, рассказывают откуда произошло их причудливое название и для чего использовались башни? К тому же она читала совершенно безграмотно, ставя ударения в неправильных местах.
       В это время, когда все собираются в автобусе, надо дать людям побыть в тишине, осмыслить увиденное. Можно поинтересоваться их мнением о храмах, спросить кто что купил, ведь каждый старается привезти что-то из Лавры себе или своим близким.
         Окончательно меня поразили несколько тетушек из первой группы, которые за 3 минуты до отхода автобуса поинтересовались где здесь туалет. Я не выдержала и спросила:"Какие же вы экскурсоводы, если самостоятельно в Лавре это не узнали? Как же будете туристам рассказывать?".
        В результате нам пришлось по дороге для них заехать в Макдональдс, потеряли на этом 10 минут. Итого, с учетом опоздания их преподавательницы, мы потеряли 40 минут. Знаете во что это вылилось? На обратной дороге нас автобус привез не на исходную точку, а выбросил по дороге у метро. Время - это же самое главное на маршруте. Как можно к нему так пренебрежительно относиться? А с другими туристами они будут так же поступать?
        На обратной дороге, вместо того чтобы дать нам отдохнуть (ведь с 9 утра их непрерывно слушали), они решили петь песни и читать стихи, совершенно никак не связанные с темой поездки. Ну как можно с таким пренебрежением относиться к уставшим слушателям?
         Вобщем, дорогие мои, если вы попадете к таким горе-экскурсоводам, мне вас будет искренне жаль. Потому что им совершенно не интересно ваше внимание, они только потратят ваше время и деньги.
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Про работу экскурсоводом

    Что-то опять в свете изменения туристического законодательства России стали появляться разные странные статьи про экскурсоводов, написанные людьми не…

  • С Днем экскурсовода!

    Легко ли быть экскурсоводом? Поначалу думаешь, что - да. Как и в любом неизведанном деле от отсутствия реальных фактов в голове много фантазий :)…

  • Международный день экскурсовода

    Сегодня отмечается Международный день экскурсовода. Подходит к концу моя аккредитационная карта. Да, я давно уже не вожу экскурсии и переехала из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Про работу экскурсоводом

    Что-то опять в свете изменения туристического законодательства России стали появляться разные странные статьи про экскурсоводов, написанные людьми не…

  • С Днем экскурсовода!

    Легко ли быть экскурсоводом? Поначалу думаешь, что - да. Как и в любом неизведанном деле от отсутствия реальных фактов в голове много фантазий :)…

  • Международный день экскурсовода

    Сегодня отмечается Международный день экскурсовода. Подходит к концу моя аккредитационная карта. Да, я давно уже не вожу экскурсии и переехала из…