homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel

Звенигород 13.02.

Вчера у меня было боевое крещение туристами - мы ездили в Звенигород на Масленицу. Ну что я могу сказать - главное изначально задать позитивный настрой и доброжелательно ко всем относиться, тогда туристы добреют, чувствуют себя на отдыхе и все мило беседуют всю дорогу или слушают как зайчики.
             Моя задача была, как сопровождающего (не экскурсовода)  только забрать их из Москвы и довезти до Звенигорода, чтобы там сдать с рук на руки местному гиду. Я решила не ехать молча, а рассказать про то, что мы видим по дороге. Четыре дня текст готовила :)
             Позитивное вступление - пол-дела. Ну и бейджик с именем тоже. Потом всем туристам было удобно меня называть по имени - я им в автобусе примелькалась пока их считала.
            К моему удивлению, проехали дорогу очень быстро, я не успевала вписываться с текстом в то, что видим за окном. Приходилось на ходу импровизировать,  из-за чего продуманные логические переходы не всегда получались. Да, могу еще раз подтвердить, предварительно написанные, продуманный текст - это очень важно. Потом только по дороге цепляешься глазами за указатели местности и поешь свою песню акына в стиле "что вижу, то пою".
          В Звенигороде нас встретил местный гид и мы отправились на прогулку по городецким холмам 10-12 вв.

То, что вы видите, это рукотворные древние валы, оставшиеся от городских укреплений городка (крепости). Ведь Звенигород был пограничным городом московского княжества, который должен был первым встречать врага и сообщать об этом в Москву.

Далеко ли отсюда до Москвы? Судите сами: бой сторожевого колокола было слышно в Москве. Поэтому и назвали город Звени-город. И на его гербе изображен тот самый сторожевой город. Кстати, от стен Кремля до Звенигорода 46 км.

А природа здесь замечательная! Воздух волшебно вкусный. Дышишь-дышишь и не надышишься. Недаром именно это место во всем Подмосковье курортологами в советское время было принято как лучшее место для восстановления и отдыха для тех, кому противопоказан отдых на солнечном жарком юге. Поэтому в этих краях разместилось около 30 санаториев, преимущественно военных. Завидую я им - каждый день имеют возможность по таким крутым склонам гулять, воздухом свежим дышать, воду в местных родниках брать.
           Кстати, родников у подножия того же городища бьет около  трех десятков. И в каждом из них она немного разная, но удивительно вкусная. Один из родников бьет у подножия городища, прямо над дорогой. Это место давно известно, ухожено. Сюда к роднику каждый день выстраивается очередь из десятка машин, люди из окрестных земель набирают родниковую воду в десяток пятилитровых баклажек. Видимо на всю неделю запасаются.

А это уникальный храм, он старейший во всей Московской области (предположительно построен в 1400г.) . Равняться с ним по древности может только соборный храм в Москве, в Андрониковом монастыре - Спасский собор (первая треть 15 в.), который расписывал Андрей Рублев.
          Этот Успенский собор тоже расписывал Андрей Рублев. Известно, что в соборе им были нарисованы 6 икон. Они написаны на стенах и закрыты более поздней живописью. Непрерывно идет реставрация и сейчас обрели 4 из них, причем четвертую - совсем недавно.

Обратите внимание, вверху стены храма сужаются, это видно по наклону стен.  Храм, построенный таким способом, зрительно казался выше. Снаружи вроде бы небольшой храм, но внутри кажется больше и вместе с тем очень уютный, домашний. Представьте себе, здесь внутри, так же как и вы сейчас, когда-то бывал Юрий, сын Дмитрия Донского.

Орнамент внешних стен. Чем-то перекликается с более древними Владимирским и Дмитровским собором во Владимире.

Рядом относительно современная Богоявленская церковь. В конце 19 в. она здесь была возведена из дерева, но в смутных 30-х годах полностью сгорела. И уже в наше время в 2003 г. был освящен новый храм, поставленный в камне.  Он очень уютный светлый, перед нами в нем провели таинство крещения. Я зашла внутрь - с окна шли толстым снопом лучи солнца, которые были хорошо видны в дымке от храмовых свечей.

Около храма на удалось застать отца-священника и получить его благословение. Он очень тепло и доброжелательно пообщался со всеми желающими.

Спуск с храмовой горы был более чем экстремальным - ступени вниз ведут с родникового холма. Видимо оттепель способствовала тому, что родники опять забили, а последующие морозы превратили спуск метров на 20 в каток. Лед наплыл толстым слоем и приходилось принимать все усилия, чтобы не подскользнуться на 20 см льду и не упасть с высоты холма, т.к. ограждения лестницы оказались наполовину спрятаны под льдом.

Следующим нашим пунктом был Саввино-Сторожевский монастырь. Как известно, Звенигород был сторожевой крепостью, и один из холмов так и назвали - Сторожка. Позднее сюда из Троице-Сергиевой лавры пришел ученик Сергия Радонежского Преподобный Савва. Он был игуменом монастыря, но хотел проявить себя не в Сергиевом Посаде, а здесь, будучи духовным наставником молодого князя Юрия. Отсюда и пошло название монастыря, сочетающее в себе местность и имя настоятеля.

Стены монастыря особенно хорошо смотрятся среди наших русских снегов. Сам монастырь уже отметил свой 600-летний юбилей. Он занимал такое почетное место среди всех прочих монастырей, что в 17 в. его избирал для своей остановки царь Алексей Михайлович. В это время здесь для него были построены царские палаты. Когда-то в стенах "государева монастыря" нашла приют и царевна Софья, спасавшаяся здесь от стрелецкого бунта.

Из-за стен монастыря льется мягкий теплый солнечный свет.

В этот день стало понятно, что работа экскурсовода - это действительно на 80% организация людей. Кто-то услышал место и время сбора, кто-то нет, все выстроились в очередь к мощам Преподобного Саввы, наперебой бегали по магазинам за иконами, колокольчиками и вкусной монастырской выпечкой. В итоге пришлось стоять у ворот монастыря, всех отлавливать и направлять в автобус. Отдельная песня была с подростками, которые сначала предпочли на 1,5 часа остаться в автобусе спать и фотографироваться (что там фотографировать?), а потом, за 5 минут до отъезда решили пойти искать туалет. Пришлось их завернуть обратно в автобус.

Моя коллега - сестра.

Кто-то с местным гидом успел сходить на скит, который расположен где-то в 15 мин ходьбы отсюда, одна женщина даже искупалась и ей потом завидовал вес автобус. Она просто светилась от счастья! Остальные дружно пообещали приехать сюда на купание уже летом.

Маленькая местная достопримечательность - кошки. Толстые флегмы. Видно, что недостатка в еде и внимании не испытывают.

Потом у нас был обед, где все по моему объелись. А потом нас повезли в местный пансионат на справление Масленицы. Был замечательный ансамбль из барышень в ярких юбках и кокошниках, мужичок задорно играл на гармошке. Туристов ждал накрытый стол с блинами, солеными огурцами, огромной (наверное литров 10) бутылью самогона и большими бутылками водки. В крытом павильоне продавали шашлыки, прочую горячую закуску и чай. Раскочегарились все. А потом были танцы! Танцевали кадриль, водили хороводы, играли в паровозик.... Напоследок сожгли Масленицу. Все радовались как дети :)
          Все остались довольны. Кто-то приложился к мощам Саввы, кто-то купил иконы в подарок, многие купили целые большие пакеты местной монастырской выпечки и молочных продуктов, здесь можно было купить и настоек, и кагор нескольких видов. Особенно хорошо расходился пшеничный луковый хлеб. Все туристы были разные, кто-то более верующий, кто-то менее, но все сошлись во мнении, что монастырь - очень светлое, энергетически сильное место. Народ нафотографировался, натанцевался, выпил по чарке, а  то и не по одной и в дальнейший путь мы отправились в добром настроении.
           На обратном пути я интересовалась как прошел их день, что понравилось, что запомнилось. Многие очень тепло отзывались, им очень понравился позитивный настрой, который я задала с самого начала поездки. Благодарили за интересную путевую информацию, хотя я не могу сказать, что мне самой понравилась эта самая информация. Но я старалась особо не перегружать людей, а то после 1,5 часов дорожной лекции им бы уже ничего не захотелось уже в самом Звенигороде. Но всем поездка понравилась, а это самое главное.
Tags: Звенигород

• Наши маленькие праздники жизни

Недавно на Ярмарке Мастеров проходил конкурс, посвященный мастер-классам на свадебную тему. "Как подготовиться к торжеству, чтобы всё прошло…

• Ночная прогулка

Вечером того же дня, погуляв с Ромкой prozerin по улицам, решили прокатиться по питерскому метро. И решение это было принято ровно за…

• Наш первый год семьи-2

Питер - это город, в котором мы второй раз познакомились заново. Одно дело, когда ты с человеком только на велосипеде катаешься, другое - когда с…