homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Марфо-Мариинская обитель

            Чуть впереди от храма Николы в Пыжах находится Марфо-Мариинская обитель. Фото 1909 г. Вдоль по Большой Ордынке высажены пушистые голландские липы. Вдалеке виднеется Храм Христа Спасителя. На первом плане - деревянные резные ворота обители, сразу же справа за ними двухэтажный корпус, который сейчас занимает музей храма.



           Этот дом и примыкающий к нему соседний, повыше, соединены и представляют собой одно целое, хотя, разумеется, различаются по интерьерам. Если в первом домике совсем скромное убранство, бежевого цвета стены, сатиновые занавесочки на окнах, скромная мебель, то во второй половине дома, где жила великая княгиня и где останавливалась царствующая семья и высокие гости, конечно же были более богатые интерьеры - с роскошными портьерами, лепниной на потолке, изразцовыми печами. Да и мебель была непростая - вся выполненная в модном тогда стиле модерн. Меня особенно восхитила лампа в большой гостиной комнате, богато украшенная бисером, который был нанизан на длинные нити и красиво рассеивал свет.

           У Марфо-Мариинской обители непростая судьба появления. Начнем издалека.

           В далекой немецкой стороне жили пять Гессен-Дармштадских принцесс. Еще у них был братик, но он умер в возрасте трех лет, упав с подоконника на каменный пол. Умер он от большой кровопотери, так как был болен гемофилией. Одну из принцесс звали Алиса, а другую - Элла. По невероятной прихоти судьбы две сестры вышли замуж за двух братьев, первая стала женой царя Николая II, а вторая - его брата Сергея.

Принцессы Гессенские. Слева направо Ирена, Виктория, Элла, Алиса.





          Про Сергея шло много домыслов, которые, вероятно, были правдой. Он был мужчиной с нестандартной ориентацией. Говорят, он часто тайно исчезал из Петербурга и появлялся уже в гостях у Эллы. Но как ни странно при такой сильной любви, предлагать руку и сердце своей избраннице он не спешил и сделал уже предложение под напором родственников. Возможно это был навязанный брак, я не знаю.



           Вот выдержка из Википедии:  Историк Балязин отмечал: «Их семейная жизнь не задалась, хотя Елизавета Фёдоровна тщательно скрывала это, не признаваясь даже своим дармштадтским родственникам. Причиной этого, в частности, было пристрастие Сергея Александровича к особам другого пола.»
          Все прочее можно прочитать здесь. Я лишь остановлюсь на внешнем облике человека, отражающем его внутренний мир. Сергей действительно худощав, с тонкими, почти женскими чертами лица. Я бы сказала, он чересчур женственен и эти маленькие глаза с лихорадочным блеском скорее выдают в нем тонкую ранимую натуру, чем спокойный рассудительный характер.



          Как бы там ни было, их брак оставался бездетным. Церковные служители говорят, что они еще в юности, не зная друг друга, каждый сам по себе приняли решение придерживаться целомудренного образа жизни. И впоследствии, обвенчавшись, жили друг с другом как брат с сестрой.
         Другая точка зрения - что Сергей не мог жить с женой супружеской жизнью, предпочитая общество мужчин. А династический брак, как известно, был навязан родственниками с двух сторон. Причем со стороны Дармштадских принцесс это еще была и бабушка английская королева Виктория, перечить которой никто не смел. Возможно, у Елизаветы Федоровны не рождались дети в силу каких-то физиологических особенностей. Недаром она постоянно, еще будучи замужем, совершала паломничества в храмы и монастыри что-то вымаливая.

        19-летняя принцесса прибыла с пышным кортежем в окружении многих родственников в Петербург. По распоряжению Сергея ее карета была пышно украшена цветами. Венчание сначала совершилось по лютеранскому обычаю, потом - по православному. Правда, нашла документ, по которому великая императрица Елизавета Федоровна приняла православие лишь спустя 7 лет, в 1891 г. Сам брачный договор заключен в 1884 г.
         Итак немецкая принцесса Элла стала  Елизаветой Федоровной. С Елизаветой понятно, это имя созвучно ее детскому имени Элла. А почему же Федоровна? Ведь это отчество присваивалось всем иностранным принцессам. В роду Романовых очень почиталась Феодоровская икона Божьей Матери. Считается, что именно этой иконой был призван на царство первый царь из династии Романовых Михаил Федорович.

         Не могу сказать, что Елизавета и Сергей жили долго и счастливо. Да, великая княгиня блистала на балах, она считалась одной из самых красивых женщин Европы. Также отмечались и ее благотворительная деятельность, и мягкий добрый сострадательный характер. Но она очень переживала отсутствие у нее детей и за неимением их окружила себя заботой о многочисленных племянниках. Она очень любила детей.



          В октябре 1888 г. царственные супруги отправились в паломничество в Иерусалим.  Именно после этого путешествия Елизавета решила принять православие. А будучи на Святой земле она сказала:"Как бы хотела быть похороненной здесь!" Ее слова сбылись с пророческой точностью - сейчас она покоится в одном из храмов Иерусалима. Император Александр III благословил ее иконой Спаса Нерукотворного. Причем эта икона была с ней до рокового конца жизни и сейчас ее можно увидеть в числе экспонатов музея. Причем в глазах Спасителя столько трагедии, что в них невозможно смотреть долго.
          С принятием православия Елизавета еще больше сил и внимания уделяет благотворительности в Москве. Ведь именно туда был переведен Сергей генерал-губернатором. Сергея в Москве не любили, высмеивали его нестандартную ориентацию, не могли ему простить Ходынку, а вот его жену боготворили, называя ее Ангелом милосердия.
          Она открывала приюты для младенцев, не боялась ходить на Хитровку, подбирая там детей-сирот, устраивала на работу бедных девушек, обеспечивая им честный заработок и выводя из маленьких темных комнат, где они себе зарабатывали только чахотку. Она также открывала лазареты для раненых воинов и заботилась равно о всех, независимо от принадлежности к какой-либо стране, сама дежурила у кровати раненых и участвовала в перевязках.

         В феврале 1905 г. она переживает страшную трагедию - террорист бросил бомбу в карету, где ехал Сергей. Это произошло в Кремле, на Сенатской площади. Бомба попала в грудь, по сути разорвав человека на куски. При этом широко раздался глухой гул, Елизавета вскрикнула "Сережу убили!" и выбежала на улицу. Она молча усердно собирала кровавые кусочки тела, разбросанные по площади. Какой-то солдат отдал ей свою шинель и они складывали все найденное на нее. Она не плакала, не говорила ни слова. После кончины мужа она носила только траурное черное платье, сменив его всего лишь однажды на визитное голубое, навестив умирающего кучера. Это был тот самый кучер, который тогда управлял великокняжеской каретой. Елизавета заверила кучера, что с Сергеем все хорошо, что он жив. На следующий день кучер от страшных ран скончался, но совесть его уже была спокойна.

       Елизавета Федоровна навестила в тюрьме террориста Каляева, убившего ее мужа, сказав:"Я вас уже простила, буду молиться за вас, чтобы вас простил Бог". Она даже подавала прошение императору на помилование. Террорист Каляев был казнен через повешение в Шлиссельбургской крепости.

        Спустя три года на месте убийства великого князя был установлен памятный крест по эскизам Васнецова. Останки тела великого князя были похоронены не в Петропавловском соборе, что соответствовало традициям императорского дома, а в Алексеевском соборе Чудова монастыря. Монастырь был снесен в 1930 г., крест Васнецова - в 1918 г.  Причем в снесении креста на площади принимали бурное участие и Ленин с Крупской - накинули петлю и радостно ватагой потащили. 
      



Фото  из собрания a_dedushkin 

         Позднее, в 1995 г. при раскопках были найдены останки великого князя и состоялось их перезахоронение в Новоспасском монастыре, что находится неподалеку у м. Пролетарская.  На могиле князя восстановлена точная копия креста Васнецова.
        На кресте надпись на церковнославянском:«Отче, отпусти им, — не ведают бо что творят». На обратной стороне креста надпись: «Вечная память Великому князю Сергею Александровичу убиенному в 1905 году. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоём»

         Пережив убийство мужа, Елизавета Федоровна решает уйти из блистательного светского общества и посвятить себя духовной жизни и богоугодным делам. Она подала прошение императору и он принял его. Тогда великая княгиня распродала все свое имущество, великолепные картины, редкостные драгоценности - часть средств перешло монастырям и храмам, часть отдала нуждающимся, часть средств была направлена на покупку земли в районе Большой Ордынки и на создание там духовной обители.

        Для создания обители привлекаются известный архитектор Щусев и не менее известный художник Нестеров.



        В 1909 г. стала действовать Марфо-Мариинскую обитель милосердия – в состав которой входили больница, аптека, амбулатория, библиотека, столовая для бедных, приют для девочек-сирот, воскресная школа. Причем это именно не монастырь, а более светское учреждение, направленное на благотворительность, воспитательную и медицинскую заботу. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
        Сестры обители большей частью приходили по рекомендации, многие девушки были из привилегированного класса. Тем не менее, они не чурались никакой работы, жили по довольно строгому Уставу, написанному самой княгиней, осваивали азы медицины, ухаживали за больными, преподавали в приюте, работали в мастерских. В частности изготавливали бумажные абажуры, украшали их цветами, вырезанными из ситца, опять же в избытке надаренного текстильными фабриками. Доход от проданных изделий без остатка поступал в пользу семей раненых, живших при обители.

Елизавета Федоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители.



       Современница Великой Княгини Нонна Грейтон, фрейлина ее родственницы принцессы Виктории, писала: "... У нее никогда не было слова "не могу", и никогда ничего не было унылого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все было там современно, как внутри, так и снаружи. И кто бывал там, уносил прекрасное чувство."



        Под создание обители были выкуплены четыре дома и огромный сад (сейчас от него осталось лишь воспоминание, современный сад не отражает былого величия). Обитель была названа в честь сестер Лазаря Марфы и Марии. Ведь принимала православие Елизавета в Лазареву субботу.  Расписывает Покровский храм замечательный живописец Михаил Васильевич Нестеров. Потом, уже при большевиках, его удивительной красоты фрески замажут краской служители Санпросвета, расположившиеся здесь в 1928 году… Лишь Провидением можно назвать то, что храм и обитель Советы не разрушили, а передали в ведение Комитета по делам искусства, и здесь расположились люди, ценившие красоту, – реставраторы и искусствоведы.

        Храм создавался Щусевым в модном тогда стиле модерн, но с влиянием псковского и новгородского зодчества. Поэтому, обходя храм и внимательно рассматривая его современные формы и стилизованные под древность узоры на стенах, трудно понять в каком времени находишься.

        «В центре стоит небольшой храм, представляющий собой как бы возрождение старинного московского стиля, в духе церкви спаса на Бору, - напишет в 1917 году путеводитель «По Москве». - Церковь «не стремится ввысь, к небу, она вся низкая, приземистая, вросшая в землю, к земле привязывающая». По стенам снаружи кое-где разбросаны скульптурные орнаменты. Большая центральная глава храма – темная, крытая листами железа, скованными гвоздями; малые главки у пристроек – густо-синие, вытянутой формы. Земному, трудовому характеру храма соответствует и внутреннее убранство его, дающее «ощущение умиротворенности, человечески простой и доступной святости», и его роспись – работа М. В. Нестерова, неспособного к религиозному пафосу – тогда Нестеров становится холодным, - зато умеющего просто и проникновенно передавать бессознательную религиозность простого русского народа и грустную нежность северного русского пейзажа».

Роспись Нестрова внутри Покровского храма.



Фото с сайта "Каменный хор "Покров"".

Воскресение, 1910, Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы



Благовещение, 1910-1911, Роспись пилона Покровского храма



Саваоф с Младенцем Исусом и Духом Святым (Отечество), 1910-1911
Роспись купола Покровского храма



Фотографии внутри храма взяты здесь.

           Весь храм выполнен в трех цветах - голубом, любимом цвете художника, белом и золотом. И действительно благодаря этому храм не перегружен цветами. Он очень легкий, в нем много пространства, ведь трапезная часть храма изначально оставалась белой, нерасписанной. Внутри храма хранится ковчег с правой плечевой костью Елизаветы Федоровны. Ведь она в своем завещании просила похоронить ее именно в Марфо-Мариинской обители, где бы, в какой бы стране она не была на момент смерти.
           18 июля 1918 г. большевики сбросили инокиню Елисавету в Нижнюю Селимскую шахту вместе с членами царской семьи. Говорят, она была жива еще несколько дней, и из глубины земли доносилось ее пение и молитвы. Умирая от травм, эта удивительная женщина пыталась помочь искалеченным и умирающим великим князьям и своей подруге по келье Варваре. Она всячески пыталась облегчить страдания умирающих и делала им перевязки
             В октябре 1918 г. ее тело достали офицеры Белой гвардии. Оно не было тронуто тленом. Останки инокини Елисаветы тайно переправили из Алапаевска в Святую Землю, где они и упокоились.  Погребение состоялось в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

            Также в храме хранятся ее наперсный кипарисовый крест, найденный при ней. В Храме в левом приделе установлена мироточивая икона с изображением Елизаветы Федоровны. Говорят, икона совершала много чудес и в благодарность люди посвящали ей много драгоценностей. Но однажды икону ограбили, после чего ее пришлось с уже небольшим количеством драгоценностей спрятать под стеклянный футляр.  Рядом с этой иконой установлен ларец с частицами мощей Оптинских старцев, многих прославленных святых и даже Александра Невского.

       На алтарную часть храма выходили окна покоев великой княгини. Сейчас они полностью отреставрированы, в них регулярно проводятся экскурсии. Причем их проводят как для светских людей, так и для верующих. То есть информация дается доступная для понимания каждому.

Покои великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители.



          Экскурсии проводятся бесплатно для всех желающих. Можно оставить пожертвование на храм, это на ваше усмотрение. Для организованных групп 5-15 человек (больше просто не разместятся в маленьких комнатках музея) можно заранее связаться с экскурсоводом Анной, удивительно спокойным, душевным человеком, которая очень похожа на саму Елизавету Федоровну,  Увидев парадный портрет императрицы, я вспомнила слова Шерлока Холмса из "Собаки Баскервилей":"Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ".     
 
"Музей Елизаветы Федоровны":
8-903-967-20-70
951-04-70, экскурсовод Анна Бакурова.
         Если вы хотите посетить музей по одному или с другом, то для всех частных лиц групповые экскурсии набираются каждое воскресенье в 15.00. То есть вы к этому времени приходите, интересуетесь в храме где сбор группы и принимаете участие в экскурсии.

Полезные ссылки - http://www.liveinternet.ru/community/2918538/post98731487/ - фото православных храмов в стиле модерн,  http://www.dw-world.de/dw/article/0,,831066,00.html - русская традиция брать в жены немецких принцесс,  http://orthodox-jerusalem.ru/news/2009-09-02-109 - большая подборка фотографий Эллы

Фото с ресурса Мосархив, с Википедии, из журнала Столичный стиль, "Москва, которой нет"
Tags: Марфо-Мариинская обитель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments