homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Прогулка по Гоголевскому бульвару. ч. 2

       Продолжаем рассматривать начало Гоголевского бульвара.
       До 1870-х гг. по нечётной стороне, на месте транспортного проезда протекал ручей Черторый. Поэтому бульвар, устроенный после 1812, имеет ступенчатый рельеф из-за перепада высот берега ручья и его бывшего русла. Гранитную стенку с внутренней стороны бульвара установили в 1950. На бульваре высажено много самых разных деревьев и кустарников. В основном это липа, тополь, клён.
       В начале бульвара, слева, бежевое трехэтажное здание.  В начале 19 в. здесь располагался дом княжны Волконской, в конце 19 в. дом был выкуплен известным булочником Филипповым, поставщиком Двора Его Императорского Величества, и надстроен для магазина. Новый владелец устроил во дворе пекарню, а на углу открыл булочную.
     


Окна дома крупнее. Здесь можно рассмотреть строгое и вместе с тем красивое оформление наличников.



       В угловом здании напротив (светло-серого цвета, довольно скромной архитектуры) располагалась первая мужская гимназия. Потом здесь располагались женские курсы Герье – первое в Москве учебное заведение для женщин. Большая часть здания располагается на Волхонке.
      
       Теперь мы пройдем через ротонду вестибюля метро и через вереницу примыкающих к нему магазинов. В самом конце есть туалет, правда, платный. Стоит 25 р. Следующий будет только в начале Тверского бульвара. Там он бесплатный.
Кстати, кого интересуют карты-схемы расположения в городе бесплатных туалетов, их можно посмотреть здесь и здесь.

       Ну вот, прошли через стройный ряд магазинов и теперь перед нами открывается сам бульвар. Здесь хорошо видно, что бульвар устроен под сильным наклоном - русло ручья никуда не делось. Чтобы рассмотреть следующий дом нам придется даже забраться по лестнице.



       Перед нами великолепный светло-розовый дом в русско-византийском стиле. Здание было построено в первой половине 19 в., тогда это был городской дом усадьбы Третьякова - брата того самого Третьякова, который подарил городу знаменитую картинную галерею. Некоторое время в доме Сергея Третьякова хранилась его коллекция отечественных и европейских мастеров живописи, которую Сергей Михайлович впоследствии завещал брату Павлу, и которая стала частью коллекции живописи Третьяковской галереи.
       В конце 19 в., после смерти Третьякова здание приобрел крупный банкир и фабрикант Павел Рябушинский. Вскоре оно было перестроено. Дом приобрел модные тогда русско-византийские черты – арки окон, машикули, кубышки, поребрики, капители. Здесь часто бывали представители московской интеллигенции, известные художники и музыканты, в их числе Репин, Чайковский. После 1917 года здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Сейчас здесь Российский фонд культуры.



До наших дней дошли оригинальные ворота, роскошная металлическая ограда, солидная отделка помещений.



         Теперь мы спускаемся обратно вниз по лестнице и идем на противоположную сторону бульвара, где опять спускаемся по лестнице на самый край проезжей части. Здесь открывается великолепный вид на двухэтажное красно-белое здание. Изящный особняк был построен в середине 19 в. для статского советника. Позднее здесь проживал архитектор Тон, который наблюдал за строительством работ Храма Христа Спасителя неподалеку.



Вид на боковой фасад:



         В соседнем с ним двухэтажном бежевом здании проживал со своей семьей не менее известный житель нашего города – Василий Сталин. В этом доме ранее жил Власик, начальник особого управления охраны, главный телохранитель Сталина. В 1949 году у него дом отобрали, там поселился сын Сталина, молодой командующий Военно-воздушными силами Московского военного округа. К этому дому часто подъезжали лимузины, особняк освещался, устраивались пышные приемы, приезжали его друзья, спортсмены.



        Личная жизнь Василия шла наперекосяк. Его привычка к спиртному раздражала одну жену за другой, к детям он проявлял мало внимания. Детей могли даже днями держать в запертой комнате, без еды.  Генерал-майор Сталин домом не интересовался, бывал там все реже. Вся его деятельность была направлена вне дома. Он с энтузиазмом взялся за развитие спорта. О командах ВВС ходили легенды. Василий сумел заполучить лучших спортсменов: Боброва, Тарасова, Реву... Он выбивал для них квартиры, хорошие должности, высокие оклады.
        Грустно сложились судьбы этих двух знаменитых жильцов дома. Они въезжали сюда при параде, на взлете своей карьеры, а потом их отсюда выставляли, обращаясь с ними, как с самыми злостными врагами народа.

        Этот особняк за высоким забором контрастирует с соседним с ним бежевым особняком конца 19 в. Фасад дома Иевлева довольно простой, но его выгодно подчеркивают эркеры - симметрично выступающие части дома на втором этаже.



Окна раздроблены по моде того времени. Мы часто встретим  такие у домов, построенных в  стиле модерн.



      Оставляем левую часть бульвара, переходим на другую сторону, где нас ждет культурный контраст. Светло-розовый дом в стиле конструктивизма был построен в конце 20-х годов как экспериментальный общественно-жилой комплекс НИИ «Стальпроект».  Архитекторы этого дома стали и первыми его жильцами. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре, 25



Фото с сайта Турометр. Там же можно посмотреть интересную фото-прогулку по зданиям в стиле конструктивизма в центре Москвы.

        Комплекс состоит из трех корпусов: для одиноких, семейных и общественного одноэтажного блока со столовой и клубом. Столовая, прачечная, детский сад и игровые отселены в отдельный корпус. В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - лишь спальня, гостиная, холл и туалет. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Ксилолит изготавливается из древесных стружек. Полы из него становятся теплыми, бесшумными и не пылящимися. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Фибролит - искусственный теплоизоляционный материал. Получают путем смешивания древесных стружек, опилок с вяжущим веществом, благодаря которому дерево не гниет. Полученный материал легкий и обладает хорошей звуко- и теплоизоляцией. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.



       Дом надстроен над подвалами Церкви Ржевской Божьей Матери, построенной в честь перенесения из Ржева в Москву в 1540 году чудотворных икон. Закрыта и снесена в 1929 году.
       Комплекс домов является объектом культурного наследия.



        Поворачиваемся спиной к этой советской громадине и перед нами возникает еще один высокий дом. Когда-то это был доходный дом, изначально 5-этажный. В наше время он перестроен и сейчас в нем бизнес-центр «Гоголевский».



       Строгий фасад украшают маленькие балконы и линии фриза, на нижней из которых изображена женщина с ребенком, плывущие на дельфине.





Проходим дом до конца и его относительно классический  вид сменяется настоящим безликим современным:



   Чуть в глубине площади стоит голубой трехэтажный дом. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".



       Людмила Кусакова, художник-постановщик фильма: "Дворик, в котором мы снимали, вот как бы дворик перед этой квартирой – около метро «Кропоткинская». И там был такой – удивительно по-московски – настоящий русский ампир. А пионер, между прочим, из моего двора. Потому что нужно было поставить нам… мне захотелось поставить там вот такую скульптуру характерную тех времен. Мы жили в районе Песчаной, и там у нас в каждом дворе было по 4, по 5 совершенно нелепейших, так сказать, скульптур. Ни у кого не спрашивая разрешения, просто взяли его краном, погрузили и увезли, и никто ничего не заметил. И туда приехали, поставили – и там тоже никто ничего не заметил. Сейчас этот дворик узнать невозможно. Потому что он весь в каких-то мертвых балконах, там какие-то бесконечные офисы.
        Секрет того, что эта картина и сегодня замечательно смотрится, в том, что удалось как-то поймать вот ту, я бы сказала, даже коммунальную атмосферу, которая была в те годы. Она была и в хорошем смысле коммунальная. Потому что дело не в том, что все жили в коммунальных квартирах, или большинство жило, а было общение человеческое. Люди жили и в отдельных квартирах, но они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга первым куском пирога... И, конечно, вот по этому человеческому общению есть у всех людей сегодня, наверное, какая-то ностальгия."

        Яркую историю съемок "Покровских ворот" можно прочитать здесь. Запись передачи "Пестрая лента", 2002 г.

Здесь есть интересная кино- и фото-прогулка по кадрам фильма "покровские ворота".

       Гоголевский бульвар связан с еще одним известным фильмом - "Москва слезам не верит". Именно здесь, на скамейке бульвара встречались Катя и Рудольф (Родион). Она просила его найти врача, он не помог. Второй раз они встретились здесь же, двадцать лет спустя, когда она запретила ему видеться с дочерью.

        В соседнем доме,  желтом особняке до середины 19 в. более 10 лет жил генерал Ермолов. Позднее он переехал на соседнюю Пречистенку.
       Ермолов отличился в сражениях под Малоярославцем и при Бородине, где лично водил солдат в атаку и отбил у французов «батарею Раевского». Участвовал в военном совете в Филях. Оставил Москву последним в основной колонне войск.
        В 1816 году Ермолов был назначен главнокомандующим в Грузию и через два года произведен в генералы от инфантерии. В войну с горцами он внес точный расчет, планомерность, порой жестокость, а в управление краем — самое бережное отношение к казенным средствам, употребляемым прежде всего на проведение дорог, постройку крепостей, войсковых штаб-квартир, госпиталей, лечебниц на минеральных водах и разработку полезных ископаемых. Как никто из его предшественников или преемников по командованию на Кавказе, Ермолов был доступен, прост в обращении с подчиненными, заботился о солдатах и офицерах своего корпуса.
        Вот как описывает посещение Ермоловым одной из крепостей офицер-очевидец: «... Потом благодарил гарнизон за доблестную службу, говорил с офицерами, ходил между собравшимися солдатами, – тому слово, тому – два, кому руку на плечо положит, кого по голове погладит. Офицеры и солдаты так и таращат на него глаза, – кажется, говорят – Прикажи только...».
Ермолов располагал к себе бескорыстной честностью, широтой кругозора, самостоятельностью взглядов и действий, чуждость к заискиванию и язвительное остроумие. Конечно, именно за эти качества его боялся и не любил Николай I.
Про Ермолова

После отставки с должности главнокомандующего гражданской частью в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1827) жил в Орле и селе Лукьянчиково Орловской губернии, каждый год приезжал в Москву. С 1839 г. зимой жил в этом особняке. В своих московских домах Ермолов собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов, сам переплетал книги и написал руководство по переплётному делу.



         Ермолов был избран почетным членом Московского университета «в уважение отличных заслуг на пользу Отечества». В 1855 к столетию университета передал в его библиотеку за символическую плату свыше 8 тыс. книг (собрание Ермолова составляет отдельный фонд Научной библиотеки МГУ). Ермолов пользовался огромной популярностью и уважением у москвичей.
        Именем Ермолова названа улица в районе Бородинской панорамы (улица Генерала Ермолова), оно также увековечено на мемориальных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

        Маленький особняк Ермолова соседствует с громадным доходным домом Павлова, построенным в 1900 г. Пятиэтажное серое здание стоит углом и своими формами повторяет округлую линию бульвара.



       Дом выполнен в стиле эклектики. Этот стиль подразумевает смешение других стилей, выбор из них того, что нравится. Можно рассмотреть центральное окно крупнее:



Около дома Павлова мы выходим на большую открытую площадку, где установлен памятник Шолохову.

Продолжение следует...


Tags: Гоголевский бульвар
Subscribe

  • Фильм "Лола"

    Посмотрела фильм Фассбиндера "Лола" 1981 г. Очень приятная игра актеров. Откровенный стеб над Западной Германией 1957 года, когда кто-то…

  • Случай в Массачусетсе

    В США, в штате Массачусетс, в июле решили провести эксперимент - разрешили проводить крупные публичные мероприятия в общей сложности на несколько…

  • Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»

    Хочу разделить с вами радость от прочтения биографической статьи о знаменитом фотографе Питере Линдберге -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments