homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

"Испанский замок"

           Московское купечество - это сеть, переплетенная взаимным родством. Крепко сплоченный клубок, в котором попадались яркие типы и цветистые субъекты.
           Были типы вроде Митрофана Сергеевича Мазурина - владельца Реутовской мануфактуры. Мазурин был женат на итальянке и ежегодно ездил на 3 месяца в Париж, где имел свой отель и проживал 300 тысяч рублей. Его сын - Константин Митрофанович, известный Москве своей взбалмошностью. Многократно женатый, в том числе и на артистке Мичуриной. Писал что-то о музыке, знал отлично языки и умел одновременно диктовать трем переписчицам сразу на 3 разных языках. В конце концов после многих перемен разных профессий он остановился на акушерстве!
           Другой Мазурин, Федор Федорович, был собирателем редких книг. Чудачил, вырывал страницы из ценных чужих книг, вклеивал в свои и продавал их. В конце концов попал под опеку.
           Но это были миллионеры родовые. Была другая группа богатых москвичей - «без племени и роду», нажившаяся лично всеми правдами и неправдами.
           Вот, например, купец Лобачев, которому в Охотном ряду принадлежал ряд лавок с дичью и целый ряд домов в Москве. Покупал он дичь возами от своих поставщиков, приезжавших зимою из далеких краев. Въезжали в его обширный двор, Лобачев цену сбивал до крайностей, а если видел, что мужички не пойдут на его условия и уедут продавать в иное место, запирал ворота и уходил, возвращаясь вечером, когда за поздним временем поневоле продавали своих рябчиков и глухарей по низкой цене, лишь бы кончить дело.
          Интересна история с А.А. Карзинкиным, миллионером с причудами.
          Как-то появилось в газетах объявление, что ищут студента-репетитора заниматься с гимназистом 2-го класса ежедневно, не исключая и праздников, не менее 4 часов, плата 5 руб. в месяц. Нашелся-таки бедный студент, очевидно, доведенный до крайности, если соглашался на подобный жалкий заработок за такой труд. Пришел по адресу. Это оказался дом А.А. Карзинкина, и заниматься нужно было с его сыном. Студент просил прибавить хоть на конку, так как жил очень далеко, и хоть стакан чая. Карзинкин повторил условия и добавил, что больше не может прибавить ни копейки, отказал и в чае. Студент стал аккуратно заниматься. Прошел месяц, Карзинкин подал студенту 100 руб. за уроки и 10 руб. на конку и объясняет ему, изумленному, что искал самого бедного студента и рад, что нашел такого и может ему помочь.

          Семья Морозовых памятна Москве. Савва Морозов материально поддерживал Художественный театр, брат его Сергей вкладывал большие средства в кустарное дело и выстроил в Леонтьевском пер. Кустарный музей.



Новое Здание Торгово-промышленного музея кустарных изделий в Леонтьевском пер.
Арх. А.Э. Эрихсон, В.Н. Башкиров. 1911. Фото А.А. Захарченко

          Из другой ветви Морозовых была известна Варвара Алексеевна, урожденная Хлудова. У ней было три сына: старшим был Михаил Абрамович, описанный Сумбатовым в пьесе «Джентльмен», да и на портрете, исполненном В. Серовым, передана вся его купеческая бестолковая натура.
         Младший сын Арсений Абрамович был на редкость бестолковый и пустой человек. Пожелав выстроить себе дом на Воздвиженке, 29, рядом с домом своей мамаши, Варвары Алексеевны (ее дом был выстроен на месте цирка Гине) Арсений непременно захотел строить в португальском стиле (в таком еще не строил никто из купцов), взял себе бесталанного архитектора В. Мазырина, называвшегося среди архитекторов Анчуткой.



И вот они поехали в Португалию, где накупили целый сундук фото. Вернувшись, стал Мазырин «создавать» одноэтажный замок, нечто похожее на фасады монастыря в Батале.



Строили из дорогого материала и внутри доходили до облицовки малахитом.



Безвкусно и глупо было внутри, как и вся жизнь Арсения, постоянно полупьяного. Он и женился под пьяную руку. Вернее его женила на себе Верочка Федотова. В пьяном угаре устроили поездку Арсения в Крым, «случайно» оказалась в купе юная В. Федотова, и поженились.



         Потом появилась на сцену М.Н. Окромчеделова, ловко избавившаяся от своего первого мужа (кажется, отравила его), ловко подобралась к Арсению, улучив время, сошлась с ним (опять в поезде). В. Федотова, получив приличное отступное, уехала за границу... Спившийся Арсений скоро умер; был процесс о завещании Арсения, но как-то таинственно заглохла эта история.



         Дворец богато украшен морским гребешком. Почему так? У этого двустворчатого моллюска разная символика.

         Подобно устрице,  морской гребешок - символ вульвы, особенно значимый благодаря истории о рождении древнегреческой богини красоты Афродиты (в римской мифологии Венеры). Художник Сандро Боттичелли прекрасно показал на своей известной картине её появление из морской пены в раковине морского гребешка ("Рождение Венеры", 1484-1486).
         Христианская традиция преодолела языческое толкование морского гребешка как символа сексуальности и плодородия и сделала его эмблемой надежды на воскрешение. Морской гребешок - атрибут апостола Иакова совершившего, как полагают, после воскрешения Христа путешествие в Испанию. Усыпальница в испанском городе Сантьяго-де-Компостела была центром притяжения паломников в средние века. Раковина гребешка была сначала эмблемой этого паломничества, затем всех пилигримов, посетивших эту святыню, а впоследствии вообще всех странников, томимых духовной жаждой.
       Сексуальная символика связывает моллюска как водяное существо с понятием зачатия и плодовитости. что делает его атрибутом богини любви.
       Христианская символика об этом ничего не желала знать, а рассматривала раковину как образ могилы, где человек покоится после его смерти, пока не получает возможность воскреснуть. Представление об оплодотворении моллюсков, рассматриваемых в качестве двуполых, небесной росой, сделало их также символом Богоматери Марии.
       Средневековая книга о животных ("Бестиарий") упоминает, что "согласно божественному завету, природа защитила мягкое тело моллюска крепкими стенами, так что оно спрятано внутри створок раковины, как в недрах земли". Однако раки, символы развращенных и гнусных людей, преодолевают эту защиту, протискивая между створками камешки, и пожирают моллюсков.



         Над главным входом изображен закованный в цепь, плененный дракон.
         В мифах о сотворении мира драконами чаще всего являютсяжестокие первобытные существа, сокрушить которых могут лишь боги. Позже роль сокрушителей драконов принимают на себя герои и родоначальники дворянских родов (покорение необузданного мира природы стоящим на более высокой ступени духовного развития человеком). Победить драконоподобное существо в сказках и преданиях было проверочным заданием героя, который, сделав это, находил клад или освобождал плененную царскую дочь. В этом смысле дракон является символом дикой звериной ярости, усмирить которую должна была дисциплинированная сила.               
         Христианская символика видит в драконе олицетворение дьявольского или сатанинского Люцифера, которого низвергает архангел Михаил в геенну огненную. Поэтому драконы часто связаны с огнем и изображаются огнедышащими, если они не представляются в целом как исчадия преждевременно наступившего хаоса, который может быть уничтожен только посредством укрощенной духовной и физической силы.



        На фасаде и перед главным входом множество веревок или канатов. С одной стороны, веревка ограничивает и привязывает, с другой — дает возможность бесконечного расширения и свободы. Может вести человека вперед, и привязать к своей судьбе. Все виды верёвок соотносятся с символикой связи уз.
       Веревка может символизировать данные обеты, которые словно "связывают" человека.
       Возможно это символ внезапного завершения жизни, когда веревка вдруг обрывается. Это знак неволи и покорности.





По материалам книги "Москва в начале ХХ века",
Издательство объединения "Мосгорархив", Москва, 1997
Tags: Арсений Морозов, Купечество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments