homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Шпаргалка туристу

            Когда работаешь каждый день по два-три круга по Москве, то невольно начинаешь внимательнее разглядывать туристов. С одной стороны - они такие разные, с другой - в чем-то очень похожие, предсказуемые в поведении. Сколько общаюсь с людьми, столько не перестаю им удивляться. Я поняла, что раньше у меня были некоторые неправильные шаблоны в оценке поведения людей. Но теперь также стало ясно, что шаблоны в их поведении еще более разнообразные. Так что круг моих наблюдений только расширяется. Всплывают такие особенности психики, о которых раньше и не догадывалась :) Прям иногда себя чувствую психологом.

          Главный вопрос, который мне хочется задать любому туристу - зачем вы едете на экскурсию?
Варианты ответа:
- мне надо убить два часа времени;
- идет дождь, а у меня нет зонта;
- мама/жена потащила на экскурсию;
- хочу в тепле попить пива;
- устала водить детей за руку;
- подруга не пришла на встречу и теперь у меня уйма свободного времени;
- мы проездом и хотели бы быстро осмотреть город;
- был в Москве 20 лет назад и хочу посмотреть что изменилось;
- я москвичка, но хочу показать город гостям.

           Все ответы, кстати, реальные.

           И вот здесь нужно правильно осознавать что такое экскурсия. Автобус -это не средство передвижения на колесах, где можно громко бузить, пить пиво, ходить по салону. Экскурсовод - это не стюардесса, которая бежит на первый вызов кнопки. Вы оплатили экскурсию, а не обслуживание лично себя. Экскурсия - это не лекция, я буду сначала показывать, затем объяснять что именно мы увидели. Причем это будет не в стиле "посмотрите налево, посмотрите направо", это будет логичный, легкий для восприятия и понятный рассказ. Построить его, "попасть" в объекты - вот мастерство. Рассказ в стиле "мы только что проехали" недопустим. Я выкладываюсь, я работаю, я стараюсь, чтобы и мой третий круг, со слегка подсевшими связками, для вас воспринимался как первый, как созданный именно для вас.
            Экскурсия - это и немного работа для вас. Потому что для меня экскурсия - это обучение, расширение кругозора, процесс познания города. Мне важно не выпалить вам все, что я знаю, не перегрузить вас информацией, а сделать так, чтобы вы и отдохнули, и узнали много нового и полезного. От вас требуется внимание и способность слушать. Я понимаю, что это тяжело - два часа слушать большой поток информации. Но наградой будет то, что вы будете немного лучше ориентироваться в городе, немного больше знать про него. Если вам захочется приехать куда-то повторно - это будет замечательно! Значит мне удалось вас заинтересовать :) Вот это и была моя работа.

            Что требуется от вас? Не мешать. Причем и мне, и своему ребенку, и соседям.

Как можно мешать:
- жевать жевачку. Я сильно сомневаюсь, что можно одновременно жевать и думать, переживать ощущения от восприятия нового.
- не снимать солнечные очки, когда разговариваешь с человеком. Человек в солнечных очках безлик, его словно нет. По глазам невозможно прочитать настроение, эмоции. Это словно маска. А я могу разговаривать только с живым человеком. Поэтому никогда не понимаю тех экскурсоводов, которые разговаривают с людьми, не снимая очков. Это неуважение.
- попискивать мобильным телефоном. Очень раздражает, когда ты выкладываешь, а при этом за твоей спиной взрослый детина играет в мобильный телефон. На что он убил свое время? Что у него останется в голове?
- сидеть с лицом, полным страдания. Мальчик, я тебя за руку не тащила. Ты сам пришел, сел, заплатил деньги. Если ты не знаешь что ты здесь делаешь - можешь выйти на первой же остановке. Ты здесь не для того, чтобы страданиями улучшать свою карму.
- громко говорить по телефону на весь салон (мешаете не только мне, но и всем остальным). При этом очень редки входящие звонки по работе (это я могу понять, и то, если громко не обсуждать пункты контракта). Но чаще это туристы сами звонят. Все начинается диким криком:"Представляешь! Я в Москве!" И далее начинается разговор о самочувствии, о покупках, где остановились, на сколько дней. Вобщем, это не та информация, которую кровь из носа надо сообщить немедленно, во время поездки. И другие люди не обязаны все это слушать. Впечатлением с друзьями можно поделиться и после прогулки.
- громко разговаривать с соседом, пытаясь ему вместо меня рассказать альтернативную экскурсию. Не надо :) Я вас умоляю. Если вам хочется рассказать свое - берите машину, такси, катайтесь и рассказывайте. Покажите город таким, каким его видите вы. А здесь я хозяйка салона. И меня иногда коробят те ляпы, которые вы рассказываете гостю.Например, путаете памятники и площади.
- заходить в автобус с едой или доставать еду из сумочки. Запахи распространяются в салоне мгновенно. И поверьте, колбаса аппетитно пахнет только для вас. Для всех остальных это невыносимый запах. Не мучайте меня и соседей, не ешьте в салоне автобуса. Тем более не надо в него заходить с попкорном (все равно рассыпете) и с мороженым (все равно обляпаетесь и все вокруг себя уделаете)
- убегать фотографироваться по своим делам, а потом подходить позже всех и задавать вопросы о том, о чем только что 15 минут рассказывала. Ведь специально так делаю - сначала рассказываю, показываю, объясняю что где находится, а потом отпускаю гулять. Чтобы вы уже осознавали где вы находитесь.
- стремиться называть объект раньше меня. Это, кстати, популярный невроз. Видимо со школы остался. Мол, я раньше всех отвечу и мне за это поставят пятерку.  Вы не в школе. И ваши знания не оценивают (только поведение :) ). Смысла нет в том, что вы знаете как то называется и... не знаете больше ничего об этом. Ни когда построено, ни почему именно здесь, ни для чего, ни почему именно так называется. Толку от таких мизерных знаний ноль. И не стоит это лишний раз показывать :)
- не следить за временем. Я рассчитываю, что в автобусе взрослые люди, которые как-то умеют пользоваться часами, чтобы не опаздывать на работу. Но когда раздолбаи опаздывают на 6-10 минут и потом идут к автобусу вразвалочку, в то время, когда их ждут 30 человек - воз здесь хочется дать волшебного пенделя. Потому что это невоспитанно - опаздывать и заставлять ждать других. Конечно, обычно мы не ждем и уезжаем через 5 минут ожиданий. Но иногда люди оставляют в салоне свои вещи, либо едут большой компанией, часть которой смогла-таки вовремя прийти в автобус. И вот в таких случаях 30 человек томятся в ожидании. Что из этого следует? Что последующие выходы будут существенно сокращены из-за времени, потраченного на ожидание раздолбаев.
- громко разговаривать, шуршать пакетами в то время, когда я читаю стихи о войне. Это по крайней мере неуважительно.
- перебивать экскурсовода на середине предложения. Я не отношусь к тем гидам, которые запрещают любые вопросы во время поездки. Да ради бога! Спрашивайте сколько угодно. А то к концу поездки можно и забыть что именно хотелось спросить. Но прерывать человека на полуслове - грубо и неуважительно. Можно хотя бы дождаться, когда он закончит рассказ.
- курить рядом с экскурсоводом. Если вам наплевать на собственные связки - это ваше личное интимное дело. Но всех остальных окуривать не надо. Они не за это заплатили деньги.
- мамочки любят дергать своих детей за руку. При этом ни черта не слушают и не могут заинтересовать детей. Дети при этом выступаю болванчиками - их ставят на фоне чего-то то так, то эдак. Естественно в голове от этого у ребенка не прибавится. Поедет ли он еще когда-нибудь на экскурсию? Вряд ли. При этом мамочки носятся либо впереди всех (а как же! ведь не успеют сфотографироваться!), либо постоянно челноком носятся сквозь группу, опять же в надежде новых неизведанных ракурсов. На фоне чего именно они сфотографировались они, увы, не скажут.

            Я люблю осознанных туристов, которые могут внятно сформулировать зачем они здесь, что они хотят получить. Когда цель ясна, то достичь ее гораздо легче. И все при этом получают удовольствие :)

            А то недавно три женщины бальзаковского возраста чуть не передрались из-за того, что не могли выбрать на какое кладбище им поехать - на Ваганьковское или на Новодевичье. А все потому, что они не знали могилы кого именно они хотели бы там увидеть.
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments