homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

"Завтра с туристом"

        По поводу туризма в Москве наши власти наконец проснулись и решили оглянуться. Планы интересные, но куда они хотят грохнуть столько денег? Уж отчитались, что повесили дублированные вывески на английском языке (вы их видели?), что по всему городу установлены справочные мониторы (они вообще работают?). Такое впечатление, что в нашей стране туризм - не доходная, а расходная статья.

А. Подчуфаров. "Завтра с туристом"

Чтобы сделать Москву привлекательной для путешественников, муниципальные власти запускают рекламную кампанию, параллельно предстоит многое изменить в самом городе

Большинство потенциальных зарубежных туристов представляют Москву большим советским городом с Кремлем, Красной площадью, собором Василия Блаженного и Большим театром, — говорит председатель комитета по туризму Москвы Сергей Шпилько. — Реальному облику современной Москвы этот образ не соответствует«. Изменить имидж и привлечь туристов в Москву чиновники решили с помощью рекламной кампании, на которую планируют потратить более 35 млн рублей. Кто, где и как будет рекламировать российскую столицу за границей, решится в ближайшие недели по результатам тендеров.
 Реклама Москвы появится на улицах зарубежных городов в рамках тематических мероприятий, к примеру, во время World Travel Market в Лондоне осенью 2011 года, а также в российских и зарубежных СМИ. «В первую очередь нас интересуют страны “большой восьмерки”, — рассказывает Шпилько. — Далее — растущие рынки, где активно формируется спрос на путешествия. И, конечно, сама Россия, поскольку в любой стране большинство туристов, посещающих столицу, это ее граждане».

Новый образ должен продемонстрировать не только исторические достопримечательности столицы. «Конечно, это город с многовековой историей, — объясняет Шпилько. — Но одновременно это и динамично развивающийся мегаполис, в котором много достопримечательностей, музеев, парков, кафе и гостиниц. Город, в котором появляются новые экскурсионные маршруты и происходят интересные события. Мы хотим превратить Москву из города отложенного туристского спроса в город, в котором самое время побывать». Для этого параллельно с рекламной кампанией предстоит многое изменить в самой Москве.

Общая проблема

«За последние годы у Москвы был сформирован безобразный имидж, говорить о котором несерьезно, — считает архитектор Николай Переслегин, один из организаторов общественного проекта для продвижения столицы “Москва для тебя” (11-47.ru). — Ей нужен более яркий, привлекательный образ, на создание которого должна работать целая система социальных и культурных проектов. Надо рассказать людям, в чем своеобразие Москвы».

Эта проблема общая для подавляющего большинства российских городов, считает Инна Прилежаева, куратор проекта «Новый музейный сувенир»: «Хотя и идет процесс поиска региональной идентичности, в сувенирных лавках от Калининграда до Владивостока лежат одинаковые наборы матрешек и деревянных ложек, сделанные в Китае». И это, конечно, не может привлекать туристов. «Я искала сувениры в Москве и не нашла ничего оригинального, что хотелось бы привезти друзьям, — делится впечатлениями сотрудница редакции международных новостей Croatian Radio Барбара Перанич. — Может быть, мне просто не повезло, но попадались только матрешки и советская символика».

По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, кроме всего прочего, в Москве мало экскурсионных маршрутов. «Все идут, например, в Кремль, — говорит он, — который может принять в день ограниченное количество посетителей. А погулять в Коломенском туристам редко предлагают». Александр Усольцев, проводящий экскурсии в рамках проекта «Прогулки по Москве», считает перспективным направлением для западных туристов авангардную архитектуру 1920-1930-х и сталинский ампир. «Если нашему человеку интересно, к примеру, посмотреть на дом, в котором жил Пушкин, — рассказывает Усольцев, — то редкий иностранец не спросит, кто такой Пушкин. Зато они обычно интересуются домом Мельникова и сталинскими высотками». По словам Шпилько, комитет сейчас разрабатывает специальные программы и путеводители для разных типов путешественников: молодежи, инвалидов, семей, бизнес-туристов.

Колорит по телефону

В Гостином Дворе на Ильинке находится офис информационного центра, у которого не работает ни сайт (moscow-city.ru), ни телефон. «Я сам услышал об этом центре буквально на днях, — рассказывает владелец “Таганка отель и хостел” Иван Ксенофонтов. — А как о нем узнать иностранцу? Москве, конечно, очень не хватает информационной сети, какая есть в любом ориентированном на туристов городе. В Австралии, например, откуда я недавно вернулся, туристу сложно не попасть в информационные павильончики и ларьки, которые разбросаны по всему городу: там работает и служба информации, и служба бронирования, лежат горы разнообразных буклетов».

По словам Шпилько, скоро начнет работу call-центр для туристов, операторы которого смогут дать рекомендации на русском и английском языках. А до конца 2011 года должен появиться тематический сайт, поначалу тоже лишь на двух языках. «На сайте обязательно будет то же, что и на других туристских порталах крупных городов мира, — говорит чиновник, — как добраться, где остановиться, что посмотреть, где поесть, на каких событиях побывать. Кроме того, мы хотим отразить колорит московской жизни».

На этом же сайте будет информация об особенностях и сложностях паспортно-визового режима, которые, по данным Российского союза туриндустрии, являются одной из главных проблем, препятствующих въездному туризму.

Число иностранных туристов практически не увеличивается: по сведениям Росстата, за первые три месяца 2011 года в нашу страну въехало на 5,3% иностранцев больше, чем за этот же период прошлого года.

Более 20 млн рублей городские власти планируют потратить на обновление системы навигации для туристов: до конца 2011 года появится 135 указателей и карт, где будут отмечены самые посещаемые места вроде Третьяковской галереи и Большого театра. Уже имеющиеся в столице тысячи указателей с названием улиц латиницей иностранные туристы почему-то упорно не замечают. «Иностранцу трудно ориентироваться в Москве, названия улиц не дублируются по-английски, — уверен главный редактор американского бюро Kyodo News Ясуоми Сава, недавно побывавший в Москве. — Люди по-английски говорят плохо, но зато они любезны. Скажем, в одном кафе мне официантка нарисовала свинью, чтобы объяснить, что блюдо — из свинины. За это можно простить незнание английского!»

По мнению Юрия Барзыкина, неразвитая инфраструктура — одна из базовых проблем: «Это и нехватка гостиниц надлежащего качества, и транспортные проблемы, включая отсутствие стоянок для экскурсионных автобусов, и дорогие для иностранцев билеты в музеи и театры Москвы». Его поддерживают и сами приезжающие. «Мне показалось, что в Москве для туристов приспособлены только Кремль и Красная площадь, — говорит Барбара Перанич. — В других местах о нас не вспоминают. Я жила в гостинице “Спутник”, где мне не понравились ни обслуживание, ни прокуренные номера — я поменяла два».

По словам Шпилько, часть инфраструктурных проблем в этом году будет решена. Во-первых, уже открыты и открываются несколько новых отелей. Причем не только роскошных, но и востребованных бюджетных вариантов. Во-вторых, идут переговоры по организации остановок и парковочных стоянок для туристических автобусов. «Обновляется круизный и прогулочный флот, — рассказывает Шпилько. — Только что на воду спущено первое из десяти новых прогулочных судов класса “Столичный” с раздвижной стеклянной крышей и низкой посадкой, что позволит расширить сеть экскурсионных маршрутов по Москве-реке». Правда, туристов больше волнуют прозаические виды транспорта. «Отдельная проблема — московские такси, — считает Перанич. — В них нет таксометров. Никогда не понятно, сколько нужно заплатить, и к тому же машины очень грязные, а водители недоброжелательные».

По словам директора департамента недвижимости «Гостиничной компании» Арона Либинсона, в нынешней ситуации Москва может рассчитывать лишь на «одноразовых» иностранных туристов. «Отметиться здесь и больше никогда не возвращаться, — говорит он, — чтобы сказать: да, был в Москве, дорого все ужасно, но зато посмотрел на собор Василия Блаженного, шапку купил». Изменить ситуацию могут механизмы для привлечения туристов, которые не сводятся к осмотру архитектурных памятников. «Вот я работал в Ливерпуле, — вспоминает Либинсон, — там снесли и поломали очень много. Но по въездному туризму он в Великобритании на третьем месте после Лондона и Эдинбурга. Туристу нужны разные впечатления: старинные дома, картинные галереи, развлечения, магазины, концерты. У американцев, например, сколько городов, где нет никакой истории, но каждый из них находит, чем привлечь туристов».

http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2011/07/08/17396

Перепост из журнала mos_jkh . Очень рекомендую к прочтению.
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment