homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Как выглядит хороший экскурсовод?

           Вы задали хороший вопрос - "Как выглядит хороший экскурсовод?" В двух словах смогла сформулировать так:"Хороший экскурсовод - это как любовь с первого взгляда. Вам с ним хорошо, интересно и комфортно".
          Вот вчера проходила мимо экскурсовода, который что-то рассказывал около фонтана в сквере напротив Большого театра. Что не понравилось:
- Экскурсовод поставила людей на солнцепеке, хотя можно было сделать три шага в сторону и все стояли бы спокойно в тени, не получая солнечный удар. Я не поленилась - посмотрела на панораму ее рассказа с другой точки - картинка ничуть не пострадала. Короче, экскурсоводу пофиг, что вы стоите на солнце.
- Голос тетеньки был на высоких, визжащих тонах, что явно не придавало ей очарования. Вам какие голоса нравятся, поднимающиеся до визга или низкие, бархатные? Мне лично нравятся низкие голоса, размеренные, спокойные. Так можно воспринимать информацию. А высокие тона вызывают у меня чувство тревоги.
- Тетенька тараторила без передышки. Представьте себе диктора первого канала, который говорит скороговоркой. Или еще лучше - радиоведущего, сообщающего о пробках. Я, например, с трудом могу понять что именно он говорит. Так вот - в таком темпе тетенька вела экскурсию. Она вовсе не давала времени на обдумывание информации. Просто по ушам ездила.
- А когда она начала выдавать точные даты - это вообще трындец. Не нужны обычному человеку даты (это же не историк на лекцию пришел). Достаточно сказать век. Точные цифры только загромождают память.


           Далее я воспользовалась отзывами самих туристов.


         Вот, например, читаю отзыв об экскурсии:
" Нас ждала экскурсия в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Впечатление от этой экскурсии двойственное. Красота конечно, но экскурсия – никакая. Точнее экскурсия в автобусе по пути от причала до Свирского была интересна. А вот как только экскурсовод по монастырю встретил нас словами «Вопросов не задавать», «Следовать за мной быстро» и «Вас слишком много», мы поняли, что ждать ничего хорошего от неё не стоит. Благо мы уже были там два года назад, пошли гулять самостоятельно."
Это отзыв Андрея после круиза на теплоходе "Суворов". Почитайте, там хорошо описана наша действительность при работе с туристами - беготня и вымучивание экскурсиями.

         Или вот, например, отзыв poleteli_nozhi  о работе экскурсовода в Барселоне:
"Рассказывал он про всё четко, внятно и литературно, без всяких слов-паразитов, но очень сурово и, как будто, читая с книги." Главное правило ведения экскурсий - не читать. Можно подсмотреть шпаргалку с тезисами, с основными пунктами, можно прочитать цитату. Но экскурсию - рассказывают, не читают с колена.

        Рассказ  meryeta о поездке по Неве на корабликах:
"Нас заманили на часовую поездку на теплоходике
по Неве. Было здорово, эти укачивания волн и водавода. Да
и такая небольшая экскурсия по рекам и мостикам понравилась в целом, если не слушать полностью экскурсовода, которая просто убила моего Толика и он вырубился на некоторое время -
такой у нее монотонный и усыпляющий голос,жесть! я честно не могу таких слушать и поэтому слушаю урывками и просто смотрю на все эти красоты
города
."
         Это то, о чем я говорила - голос должен быть четкий, громкий, выразительный. Конекчно, не усыпляющий, а пробуждающий интерес.Потому что когда тебе что-то рассказывают, лишь бы побыстрее рассказать и умотать домой - это чувствуется. А за скороговоркой ничего не понятно.
        Еще очень важно говорить спокойным, размеренным голосом. Потому что если экскурсовод нервничает, спешит, все это отражается на голосе и, соответственно, на группе. В голосе должна чувствоваться уверенность. Иначе картина со стороны будет напоминать школьника на экзамене. Ведь экскурсовод не к этому стремится, правда?

         Или вот Алена Босуэлл пишет о посещении Переславля Залесского:
"В самом городе - музей утюгов и музей старинных вещей, названный хозяевами "Музей смекалки и выдумки". В музее утюгов - тех самых утюгов великое множество. Маленькие и большие, угольные и чугунные, нагревавшиеся на открытом огне.... Смотреть просто так, вероятно, не очень интересно - но там есть экскурсовод, превращающая столь утилитарный предмет в произведение искусства. Молодая девушка по имени Даша - она не экскурсовод, она артистка, и ее экскурсия - это театр одного актера. Кстати, тех же хозяев - музей чайников, что нашел приют неподалеку от Переславля. Там спектакль играет Зоя. Они умеют и развлечь, и подать в игровой форме совершенно "сухую" информацию, да так, что даже маленьким туристам становится интересно.
           А еще в полутора десятках километров от Переславля есть музей паровозов. Это не просто вагончики и паровозики - у каждого своя история, каждый достался музею после долгих лет службы. А еще все они - узкоколейные. Большая часть разрушены практически совсем, остались только корпус и рама, но где еще можно увидеть автомобиль, снятый с колес и поставленный на тележки? Я, например, о таком даже не читала! А если возникнут вопросы - там очень общительный смотритель. Он влюблен в эту технику, когда он говорит о паровозах - голос теплеет, глаза блестят... И явно он не сразу стал музейным смотрителем: только человек, отдавший много лет вагонам и паровозам, скажет про нынешний экспонат "когда он заболел - его убрали на запасной путь"...

          Вооот! Экскурсовод должен прекрасно  знать свою тему, любить ее, жить ею. Тогда он будет актером и преподаст все в красивом виде. Рассказ - это не подача информации в сухом виде, это театр одного актера. Это вдохновение. Это желание подарить вам любовь к своим любимым местам.

          Но переигрывать тоже не стоит. Иначе получится как у helvi в доме-музее Тургенева:
"В дом Тургенева без экскурсии не пускают, а экскурсовод выносит мозг, рассказывая с неискренним придыханием о том, что именно за этим шахматным столикомИван Сергеевич играл в шахматы с, именно на этом диване спали гостившие у Тургенева , именно в этой комнате находится единственный диван, на котором Иван Сергеевич помещался в полный рост..."        

          Думаю, хороший экскурсовод это тот, после прогулки с которым вам хочется еще раз, уже самостоятельно, пройтись по понравившимся местам. Экскурсовод не берет вас в заложники - хотите слушаете, хотите - нет. Но экскурсовод и не нянька. Он не будет вас теребить за руку и спрашивать:"Не желаете ли сходить в туалет?" Надо вам - подойдите и спросите сами. А то у меня тут пожилые туристы выдали:
- Мы вас не слышали, потому что все время на выходе из автобуса бегали, искали туалет
- А чего у меня не спросили? Я бы подсказала
- Вы знаете, это такой интимный процесс... Мы постеснялись. Вы в следующий раз всем сами предлагайте.
Ну приехали. Я еще взрослым людям буду напоминать, что им нужно сходить в туалет.

Другие туристы спросили:
- А мы будем выходить из автобуса?
- Да, у нас будет три выхода.
- Надолго?
- Нет, минут на 15.
- А можно выходы покороче сделать?
- Зачем?
- Мы не хотим выходить.
- Так вас никто не заставляет. Это ваше право.
          Экскурсовод - это не владелец вашей души и тела, он вас за руку не таскает. Вы вольны делать то, что удобно вам. Только на место встречи не опаздывайте :) С хорошим экскурсоводом не теряются, не канючат, не смотрят по сторонам в поисках путей отступления. Потому что время летит незаметно и хочется слушать, слушать...
        
         Помню, была у нас архитектурная прогулка по центральным улочкам Москвы. Экскурсия начиналась в воскресенье в 10 утра. Казалось - какое ужасное время, надо отсыпаться. Но время было выбрано самое верное - тихо, мало машин, мало людей, никто не мешает, не отвлекает. И конечно мы ходили за нашим преподавателем архитектуры гуськом, как привязанные, раскрыв рот.

         Адекватный экскурсовод, если он чего-то не знает, не постесняется сказать:"Я не знаю". Неоднократно видела, как тетки-экскурсоводы, когда им задавали неудобный вопрос, делали вид, что они ничего не слышат. Экскурсовод - это не ходячая Большая Советская Энциклопедия, он отвечает за свой конкретный маршрут.

         Конечно, экскурсовод должен давать проверенную информацию, не вешать лапшу на уши в виде баек. Знаете, я тоже могу много чего насочинять, но это не будет иметь никакого отношения к экскурсии. Это будет просто моя личная фантазия ради зарабатывания денег. Что полезного при этом останется в головах у туристов - вопрос.

        Помню, на втором курсе колледжа мне училка по физкультуре хотела поставить три - за то, что я не умела плавать различными стилями. Она закрывала глаза на то, что я час плаваю, не касаясь бортиков (мне кажется, в случае катастрофы на воде это более полезный навык, чем плавание брасом). Мы с ней договорились, что если я ей нарисую стенгазету, которая ей понравится, то она мне поставит пятерку. Я нарисовала гороскоп для всех знаков зодиака. Выдумала все из головы от начала и до конца. Училка, увидев стенгазету, радостно вцепилась в нее и понесла вешать в учительскую над своим столом. Пятерку мне поставили. Но после этого я крепко задумалась над "чудом рождения" гороскопов, легенд и прочих баек.

          Конечно, рассказ должен логически выстраиваться в единую линию, не быть "рваным". Помню, как в Звенигороде местный экскурсовод подсела к нам в автобус и мы немного проехали по городу. Ее рассказ был в стиле:"А вот тут у нас больница. А это рынок". Вот тут - это где? С какой стороны хоть смотреть? И какого цвета здание больницы? То есть вообще никаких ориентиров не дала. Можно ведь было хотя бы рассказать почему Звенигород именно так называется. Можно рассказать почему город сохранил свои маленькие домики и уютность. Можно рассказать почему дом культуры назван именно в честь Любови Орловой и памятник каким мужикам встречает нас при въезде в город. Нужно город людям подать, причем податиь красиво, понятно.
Экскурсия - это цельный, заранее подготовленный рассказ. Это не мелькание с рахзных сторон ярких картинок. это последовательное объяснение. а то жалко тех туристов, которых то и дело заставляют крутить головой влево-вправо. И это вместо того, чтобы сначала все на одной стороне рассказать, потом - по другой. Ведь рассказ выстраивают либо справа налево, либо слева направо, либо от дальный перспективы к ближней ( если дождь, туман и плохая видимость - то наоборот, рассказывают от ближних объекток к дальним, пока можно еще что-то разглядеть).

          Конечно, выбирают лучшую точку обзора, где макисмально видно все то, что хочется показать. Мне, например, на Воробьевых горах нужно чтобы была видна Останкинская башня. Но ее видно буквально с 10% от всей площади Воробьевых гор. Нужно встать именно туда, а не тупо по центру площадки. Причем эти точки обзора надо изучить заранее. Да, приехать, побродить. Это работа экскурсовода.
         Да, проехать по своему маршруту нужно заранее хотя бы для того, чтобы знать - где людей покормить, чем именно, где туалеты. Потому что экскурсовод - это не столько рассказчик, сколько организатор. И если вы не заметили титанической работы, вложенной в разработку маршрута и в создание рассказа, если все прошло легко и непринужденно - значит прогулка удавлась :) Я вас поздравляю!
Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments