homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Как стать экскурсоводом?

             У меня есть аккредитационная карта экскурсовода. Ее можно увидеть на страничке профиля журнала. Каждый день я вешаю эту карточку на грудь, чтобы каждый турист видел, что я не домохозяйка, которая проснулась утром и подумала:"А чего бы мне не сходить потрындеть что-нибудь?". Мне встречались разные экскурсоводы, и те, у кого эта аккредитация была (но экскурсия была ужасно построена), и те, у кого этого бейджика не было (и экскурсоводы они прекрасные). Аккредитация сама по себе ничего туристам не гарантирует. Но это хоть какая-то надежда, что перед вами не случайный прохожий, который просто хочет денег.
             Да, как ни странно, экскурсовод - это профессия. И на эту профессию надо учиться. И этот факт вызывает самое большое удивление. Например, в Риге, в Киеве невозможно выйти на улицу и начать экскурсию, не имея на то разрешения. т.е. аккредитации. К вам тут же подойдут полицейские и проводят в участок. А все почему? Потому что пошли жалобы от туристов, что с них взяли деньги (и неплохие), а рассказали непонятно что. Должен же быть профессиональный уровень!

        Что необходимо для обучения?
- Наличие высшего образования. Да, есть такой пунктик и если вы всего лишь школу закончили, на курсы экскурсоводов вас не возьмут. Нужен широкий кругозор, умение думать и находить информацию. Все же соображалка лучше всего развивается в ВУЗе.
-  Наличие денег. Обучение два года назад составляло 40 000 р за 4 месяца обучения. Можно оплатить не сразу, а в два захода.
-  Наличие времени. Обучение проходит по будням 2-3 раза в неделю. У нас занятия начинались в 18 ч. К тому же готовьтесь к тому, что у вас часто будут дневные прогулки, т.е. практические занятия. Может они будут проходить по будням, может в выходные дни.

     Я давно хотела стать экскурсоводов, еще когда в банке работала. Но тогда невозможно было совмещать курсы английского и курсы экскурсоводов одновременно. Наверное мне понравилась эта профессия еще со времени моих автобусных путешествий по Европе. Мне везло и не везло с гидами. Я смотрела на них и тоже хотела - так. Глаза горят, энергии через край. А потом на курсах я узнала, что 80% работы экскурсовода - организация людей. Т.е. даже не текст.

         С чего начать? Определитесь с местом получения образования. Возможно кто-то пойдет в институт, кто-то предпочтет туристические курсы. Только не идите на курсы, организованные при турфирмах. Вас там совсем не тому научат. Вы же не хотите работать с русскими туристами в Турции или Египте? Также смотрите на количество часов, которые вам прочитают. В турцентре на Киевской, 22 (где я обучалась) программа составила 200 часов, и только с этим количеством вы можете претендовать на получение аккредитации. Потому что, например, образовательный центр "Экстрем" вам предложит 56 часов. Что вы будете делать с этими часами - я не знаю. На аккредитацию с этим сомнительным образованием можно не претендовать.
          Можете посмотреть информацию об обучении в "Экстреме" - http://www.edc-extrem.ru/eksk.phtml. Это не план учебы, это какая-то филькина грамота, которая ничему не учит.
         Почему все же Турцентр на Киевской, 22? Может, потому что он работает уже более 40 лет? А может потому, что он выпускает гидов-переводчиков, экскурсоводов, помогает в получении и в продлении аккредитации? Может потому, что у него опытные преподаватели, которые сами постоянно водят экскурсии? Может из-за большого количества практических занятий, когда вы ходите по монастырям, кладбищам, улицам, выезжаете за город? Причем некоторые прогулки уже готовите вы.
          Если я уж говорю про турцентр на Киевской, то дам его координаты - http://www.kievskaya22.ru/.
          Обучение начинается каждый месяц, с сентября. Летом турцентр не работает, все преподаватели водят группы. Будьте шустрыми, записываясь на курсы. Я, например, в начале августа не смогла записаться в сентябрьскую группу. Начала учиться на месяц  позже.  Заявку на обучение можно отправить в электронном виде - http://www.kievskaya22.ru/guides.php.
         
          Давайте сразу определимся в терминах. На кого вы учитесь? Гид работает с иностранцами. Там специфическая работа. Иностранцы - они как дети, им все в диковинку и им надо привыкнуть к нашему менталитету. К тому же для иностранцев информация дается в сильно урезанном виде, потому что иностранцы не знают всех наших тонкостей относительно культурно-исторических событий. У нас порой и русские туристы не знают кто такой Иван Грозный. Чего уж иностранцев информацией терзать. Все же люди отдыхать приехали.
          Экскурсовод работает на русском языке. Он выдает самую полную информацию на прогулках. Но при этом оплата у него поменьше, чем у гида.
          Сопровождающий может ничего не рассказывать на маршруте. Ему оплачивают только организацию группы: встретить-вовремя отправить автобус-никого не потерять-накормить-вовремя привезти. Он имеет право ехать молча. Но и платят ему немного. Зато это прекрасная работа для начинающих экскурсоводов.
          Сопровождающий нужен всегда. Например, нужно школьников отвезти в музей. Сопровождающий берет на себя все организационные функции (ну не учителям же этим заниматься). При этом, во время поездки, можно смотреть в окно и придумывать новый маршрут.

          У вас будут замечательные, опытные преподаватели по методике проведения экскурсий, по архитектуре, религиоведению. Моя личная рекомендация - выбирайте в качестве основного преподавателя хорошего методиста, который даст именно хорошую методику выстраивания рассказа. Это - основа всего. Вас научат логическим переходам, умению выстраивать рассказ в действительно интересную историю, а не в набор непонятных терминов, фамилий и дат. Вас научат рассказывать о том, что в данный момент видно, а не о чем-то теоретически возможном. Ведь никто не рассказывает про картину, задернутую шторой. Никто не даст вам рыбу, вас научат ее самостоятельно ловить. И ловить вы будете хорошо :)
        Помню, как заучивала архитектурный словарик, как на уроках по архитектуре мы день за днем рассматривали слайды с характерными зданиями той или иной эпохи. Кажется, никогда еще расширение кругозора не шло такими темпами :) Потом у нас был экзамен по знанию общего вида строений и по отдельным их деталям. Было интересно. Мы разделились на четыре команды и раскладывали цепочкой картинки на столе, выстраивая все в один временной ряд.
           На религиоведении мы разбирали черное и белое монашество, символику храма, расписаний служб, одеяния священнослужителей. Очень интересными были экскурсии по монастырям и храмам. Конечно, нам давали самые элементарные сведения, которым не учили в школе - как устроен храм, что такое двунадесятые праздники, как выстраиваются иконы алтаря, как прикладываться к мощам...
            Еще нам очень повезло, что в числе нашей группы был преподаватель риторики и дал нам два урока. Научились правильно дышать, говорить, держать спину. Научились интересно начинать экскурсии и удерживать внимание. Например, Макаренко сказал, что он стал настоящим воспитателем, когда научился простень­кую фразу «иди сюда» произносить с 15—20 оттенками в голосе. Также нам наглядно и очень ярко показали основные ошибки при выступлении.
          Конечно, нам давали и юридические тонкости дела. Например, в вашей группе кто-то поранился. Что делать? Везти его лично в больницу или его с кем-то отправить в больницу и продолжать вести экскурсию с группой? Экскурсовод не пристегнулся и вылетел лицом в лобовое стекло. Кто виноват? Турист потерялся, что делать? Сколько нужно беспрерывно говорить по городу и во время загородной экскурсии? Сколько доплачивать за ночную работу? Оплачивать ли такси и телефон?


          На сайте Турцентра написано, что вам помогут в трудоустройстве. Вам могут помочь, могут вас порекомендовать турфирмам, но вам никто не гарантирует трудоустройства. Будьте морально готовы к тому, что экскурсовода, как волка, ноги кормят.  Нужно быть активным. Нужно предлагать себя и делать это регулярно и красиво. Т.е. не жаться как бедный родственник и не стесняться своих талантов. Мы, например, ходили по крупным туристическим выставкам и раздавали визитки, брали визитки турфирм. Составляли маршруты, писали тексты и уже с готовым предложением шли  в турфирмы. Не надо при устройстве на работу говорить:"Я все знаю, дайте мне маршрут, я его подготовлю". Турфирмам надо, чтобы у вас уже были готовые маршруты, чтобы вы сели и поехали, а не тратили время на разработку поездки.

         Ради чего вы меняете профессию, т.е. сколько зарабатывает экскурсовод? Ориентировочные цены можно посмотреть здесь, на сайте ОАЭМ - http://www.oaem.ru/index.php?page=Docs&action=show_item&id=5/    
        Кстати, сайт экскурсоводов интересен в качестве общения с коллегами. Там можно узнать о новых учебных поездках или пешеходных экскурсиях. Заодно там можно прочитать актуальный Кодекс чести экскурсовода.
Tags: Как стать экскурсоводом
Subscribe

  • Фильм "Лола"

    Посмотрела фильм Фассбиндера "Лола" 1981 г. Очень приятная игра актеров. Откровенный стеб над Западной Германией 1957 года, когда кто-то…

  • Случай в Массачусетсе

    В США, в штате Массачусетс, в июле решили провести эксперимент - разрешили проводить крупные публичные мероприятия в общей сложности на несколько…

  • Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»

    Хочу разделить с вами радость от прочтения биографической статьи о знаменитом фотографе Питере Линдберге -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Фильм "Лола"

    Посмотрела фильм Фассбиндера "Лола" 1981 г. Очень приятная игра актеров. Откровенный стеб над Западной Германией 1957 года, когда кто-то…

  • Случай в Массачусетсе

    В США, в штате Массачусетс, в июле решили провести эксперимент - разрешили проводить крупные публичные мероприятия в общей сложности на несколько…

  • Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»

    Хочу разделить с вами радость от прочтения биографической статьи о знаменитом фотографе Питере Линдберге -…