homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Бывшие советские гостиницы

        Есть дома, которые имеют свою ценность. Например, они были построены по новой технологии, в их отделке использовались необычные для того времени материалы, для этих сооружений работало несколько строительно-монтажных управлений и заводов, придумывая как бы построить необычный дом. В конце-концов в доме могли жить известные люди или в нем происходили важные события. И эти дома узнаваемые. Больше в Москве таких нет. Как ни стараюсь подобрать другое сравнение, но это действительно "визитная карточка города". Покажешь фотографии этого здания любому человеку, и он сразу скажет:"Это же в Москве!".
          А есть дома без истории, они ничем не знамениты, построены по шаблону. Таких зданий полно в разных городах и странах. Покажут фотографию - даже не поймешь в какой стране это снято.

        Например, здание гостиницы "Москва" на Манежной площади. Строили ее в 30-е годы как образцово-показательную гостиницу советской страны. Как ее тогда называли "Первая пролетарская гостиница на тысячу мест". Ее специально поставили между "Националем" и "Метрополем", чтобы показать передовое здание советского периода. Необычность гостиницы была в том, что для ее строительства снесли целый квартал построек. Ранее на этом месте тянулись торговые Охотные ряды. С начала 30-х гг. начали создавать мощные монументальные здания из железобетона и гранита. Они должны были стать противовесом прошлой изящной архитектуре.
Гостиницу "Москва" отделывали красным гранитом и белым мрамором. Внутри гостиницу отделывали мрамором, цветным камнем и ценными породами дерева.
        В гостинице в разное время останавливались передовик Стаханов, летчик Чкалов, маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, актеры Людмила Целиковская и Аркадий Райкин, Юрий Гагарин...
        В 2003 г. решили, что здание стоит в самом центре города, но при этом оно старое и отвечает уровню всего лишь 3 звезд. Сносили его долго, т.к. здание строилось качественно. Сколько лет уже прошло, гостиницу так и не открыли. Этим летом был репортаж о внутреннем состоянии здания - голые стены без признаков отделки. Под каким названием откроется гостиница и кто будет ее собственником - неизвестно.
        Мне нравится вот это дополнение avmalgin:"Как только здание окружили забором, оттуда тоннами стали вывозить бронзовую фурнитуру (ее там раз в 10 больше было, чем в Большом театре, потому что каждый гостиничный номер был ей украшен). Даже витражи разобрали и увезли неизвестно куда, другие элементы декора. Но, что еще интереснее, пропала огромная коллекция живописи, которая там висела на стенах."
       Дополнение от Кевина О’Флинна, редактора отдела культуры The Moscow Times:"Я видел, как рушат дома такой дивной красоты, что до них пальцем дотронуться страшно. Моя подруга, которая чудовищно из-за всего этого переживала, сказала: «Если иностранец расскажет о том, что московская архитектура в опасности, это заметят остальные». В The Moscow Times я написал серию статей «Разрушение Москвы». На тот момент в городе было три скандальные истории: уже снесли Военторг, потихоньку уничтожили гостиницу «Москва» и спалили Манеж. Когда я спрашивал людей из строительных компаний, зачем, ради всего святого, надо сносить гостиницу «Москва», мне говорили: «Разве вы не видите, что здесь все на куски сыплется?» Интерьер гостиницы уже ободрали, но я зашел в гостиничный ресторан, изнутри облицованный громадными мраморными плитами. Там такой фундамент, что его тараном не прошибешь. Мать твою, да это была крепчайшая конструкция, и остается только догадываться, сколько миллионов было пущено на ее уничтожение."

       Далее привожу информацию и фотографии из поста ntv:
       В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной всего лишь в начале 30-х годов прошлого века, не было. Это очевидно, хотя бы потому, что гостиницу обещали сдать в 2008 году, а сейчас уже середина 2011, но построен только скелет здания и отделан фасад, а внутри..


      
         Внутри гостиницы пустынные, пыльные помещения, голые стены, мусор, остатки каких-то строительных материалов и больше ничего.



         Мое общее впечатление - вялотекущий долгострой. Снесенного здания не восстановишь, конечно, придется достраивать это, и хотя бы здесь люди, ответственные за это строительство, могли бы довести его до конца и в срок. Ужасно и бесконечно глупо, если вместо снесенного памятника архитектуры город получит очередную бездушную пустую коробку.
       Долгое время "Москва" оставалась крупнейшей гостиницей столицы.

       Другой крупной гостиницей стала сталинская высотка, построенная в честь 300-летия воссоединения народа России и Украины. Поэтому гостиницу назвали "Украина". На момент постройки это была крупнейшая гостиница Европы на полторы тысячи номеров.
       Общая высота 34-этажного строения, выполненного в стиле «советского ампира», составляет 206 метров. После завершения строительства, «Украина» являлась самым высоким гостиничным зданием в Европе. Всего в разработке проекта было задействовано более 2000 человек, включая лучших инженеров, архитекторов и художников того времени. Для осуществления этого уникального проекта советские инженеры и архитекторы специально изучали технологии возведения небоскрёбов на Манхэттене. Фасад здания был украшен лепниной, советской символикой, а главный вход был отделан мрамором. Все это подчеркивало дворцовую архитектуру гостиницы. Пышностью отличались и интерьеры – натуральный наборный паркет, лепнина, бронзовые люстры, массивная мебель… Специально для открытия гостиницы было куплено и заказано более 1000 картин. Большинство из них были созданы в 1950-е годы по госзаказу. Среди множества произведений представлены полотна известных художников: М.Суздальцева, Ю.Клевера, М.Куприянова, А.Дейнеки, В.Поленова и других.
       
         В ноябре 2005 года принадлежащий городу 100-процентный пакет акций гостиницы "Украина" был продан ООО "Бисквит". Бенефициары ООО "Бисквит" - предприниматели Зарах Илиев и Год Нисанов, владельцы ТРЦ "Европейский", ТЦ "Пражский", совладельцы гостиницы "Рэдиссон САС Славянская" и Черкизовского рынка.   

       В 2007 г. гостиница была закрыта на длительный ремонт. Официально считалось, что здание нуждается в реставрации и ремонте. Из трех звезд из нее делали пять. Весной 2010 г. гостиница открылась вновь как иностранная Редиссон Роял Москоу. Отель теперь принадлежит компании The Rezidor Hotel Group. Номеров стало в три раза меньше, около 500. Архнадзор говорит, что "реставрация" гостиницы никакого отношения к настоящей реставрации не имеет, что официальный исторический памятник архитектуры был изуродован, причем с молчаливого согласия Москомнаследия.

         gurovskaya пишет: "Там шикарнейшие интерьеры, очень красивый лифт, и.. ДИОРАМА! "Москва - столица СССР" 1977 года, со старыми зданиями типа гостиниц "Интурист" и "Россия", которых сейчас уже нет. И без памятника Жукову на Манежной площади, который на тот момент еще не построили. Диорама огромная и на ней постоянно меняется время суток. То в Москве на макете раннее утро, то вечер, то глубокая ночь и везде темно, огоньки зажигаются. А еще можно надеть наушники и послушать про каждое московское здание на макете. Основную часть занимают постройки Кремля.  Кстати, посмотреть на диораму может любой желающий - вход в гостиницу открыт для всех.
      Диорама находится на 1 этаже. А еще ее можно обозревать сверху, с балкончика."

      Диорама демонстрирует уменьшенный в масштабе 1:75 исторический центр Москвы и его окрестности от Лужников до Земляного вала - так, как они выглядели в 1977 году, когда создавался этот макет.



Старые люстры сохранили, а вот всю старую мебель выкинули.

          Другая сталинская высотка - бывшая гостиница "Ленинградская". Ее тоже закрыли на ремонт и открыли уже как иностранную - Ленинградская Москоу Хилтон. Прекрасное русское название, не так ли?
В феврале 2004 г. правительство Москвы решило реставрировать гостиницу "Ленинградская". Ее хотели превратить в четыре звезды, сохранив при этом исторический облик. После открытия номеров стало чуть меньше.
         Гостиница теперь принадлежит не городу, а компании ОАО "Садко Отель". Ей компания Hilton Hotels Corporation передала право использования своего бренда. Скорее всего право на управлении гостиницей будет передано американской сети Le Meridien.

        Зачем строили высотки? Ну вот представьте: раньше вертикальными доминантами в городе были храмы и колокольни. Многие из них были снесены на границе 20-30-х гг. Городу нужны были новые вертикали. И тогда в сентябре 1947 г, когда праздновали 800-летие столицы, было принято решение о строительстве восьми сталинских высоток, которые создавали ли бы ансабль и связывали бы между собой районы города. Конечно, было бы прекрасно, если в начале 40-х гг. все же построили Дворец Советов, он был бы словно в центре этого кольца, доминантой. Но после войны уже не возвращались к этой идее.
        Строительство высоток велось в особенно красивых, значимых, местах города - на Садовом кольце, на берегу Москвы-реки. К тому же внутри этих зданий и вокруг них сразу же создавалась вся необходимая инфраструктура.

       Вот здесь большая статья из журнала "Архитектура СССР" - "Архитектура сталинской эпохи", № 11, 1952 г. http://ihistorian.livejournal.com/402257.html#comments

       На месте восьмой высотки, так и не построенной, возвели самую крупную гостиницу Европы "Россию". Более 3000 номеров, несколько ресторанов, многочисленные бары, кафе, уникальный по акустике концертный зал "Россия". Конечно, было много споров о целесообразности постройки такого тяжеловесного комплекса рядом с Кремлем. К тому же ради постройки снесли уникальный по исторической ценности район Зарядье (что "за торговыми рядами"), были уничтожены древние храмы, старые дома, стена Китай-города.
       Но гостиница отвечала своим нуждам. В ней останавливались многочисленные делегаты съездов, которые потом шли в Кремль во Дворец съездов, останавливались командировочные, туристы. Из окон гостиницы открывался красивый вид.


В гостинице «Россия», Лев Портер, Москва, 1966

      В 2006-2007 г. гостиницу снесли. Поначалу нам обещали на ее месте построить новую модную гостиницу по иностранному проекту. Но потом архитекторы, инвесторы, строители как-то быстро исчезли. И мы остались с огромным пустырем в историческом центре города. Этим летом были идеи на свободном пространстве построить Парламентский центр. Все окрестные улочки были бы заняти машинами чиновников. Центр города встал бы. Сейчас рассматривается проект хоть какого-то восстановления древнего района города. Собираются построить небольшие отели, сувенирные лавки, кафе. Но пока что и этот проект не утвержден.

      Вот лишь один из проектов - парк:



Полностью статью можно прочитать здесь.

Или вот тоже вариант:



       Немного позднее, в 1970 г. открыли гостиницу "Интурист" в начале Тверской. Конечно 22-этажное здание не украшало Москву, его даже называли "сигаретной пачкой в центре города". Оно своей высотой и внешним обликом не вписывалось в окружающую среду.
      В 2002-2003 г. "Интурист" снесли. На его месте построили совершенно дикое по архитектуре здание иностранной гостиницы "Ритц Карлтон". Да, здание строили в подражание соседнему "Националю". Но все равно они рядом смотрятся как богатый и бедный родственник, одетые, соответственно, со вкусом и без. А если издалека посмотреть на верхние этажи "Ритца", то можно увидеть верхние стеклянные этажи "Интуриста". Он словно выглядывает и напоминает о своем прошлом.


Фото отсюда.

           К сожалению, это тенденция - сносить старые советские постройки и на их месте ставить что-то совершенно невразумительное, делать дикую реконструкцию, называя ее "реставрацией" (бедный Большой театр), передавать городские гостиницы иностранным владельцам.
Tags: Советские гостиницы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments