homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Исследование посетителей в музее

      Недавно в Историческом музее купила антологию научных трудов сотрудников музея. Что меня особо порадовало - сотрудники старые, многие с дореволюционным образованием. Вот такие книги, с выверенной, серьезной информацией - действительно вещь, в отличие от новомодных "историков" и интернета. Там очень много статей по самым разным векам, раскопкам, кладам.
      С вами хочу поделиться информацией о том, что музей регулярно проводит исследования посетителей на предмет того - кто именно приходит в музей (военные, рабочие, крестьяне, домохозяйки), какого возраста, что именно смотрят, сколько времени уделяют на каждый зал. Эту бы статью показать той девочке, которая сходила в Исторический музей, ничего там не поняла и написала в "Троицком варианте" статью по поводу того, что музеи неинтересные и подписи к экспонатам дурацкие - из них ничего непонятно.
      Итак, начало изучения зрителя начали с конца 20-х годов. Сотрудники либо раздавали посетителям небольшие анкеты, либо наблюдали за посетителями. Выяснилась интересная особенность - стало больше индивидуальных зрителей. Раньше все чаще приходили группами, а теперь поодиночке. И стало понятно, что нужно делать оформление залов таким, чтобы они были понятны и интересны любому человеку, который пришел без экскурсовода.
Экспонаты по залам выстраивали по логической цепочке, ставили указатели осмотра (большинство посетителей эти стрелочки как игнорировало, так и игнорирует), по входе в зал вывешивали краткую информацию об экспозиции (как показала практика - большие тексты люди почти не читают), на стенах вешали картины, карты, чтобы лучше воспринималась информация и на событие можно было бы посмотреть под разным углом (к картинам подходили, а вот всякие карты-схемы-диорамы игнорировали), делали реконструкцию одежды или жилища (вот это было наглядно и всегда привлекало внимание), при невозможности продемонстрировать оригинал вместо него клали макет (что удивительно - людям копия интересна также, как и оригинал, наверное не видят разницы).

        Получилась интересная картина наблюдений. Больше всего в музей приходит рабочих и учащихся (с ними понятно, их принудительно приводят из школы), меньше всего - крестьян и домохозяек. Крестьяне в основном посещают музей зимой, когда в поле делать нечего и наконец-то появляется свободное время.
        Делали исследование и того, сколько времени в музее проводит каждая группа посетителей  Дольше всего по музею ходят учащиеся, работники просвещения и домохозяйки. Меньше всего - крестьяне и военные. Зимой посетителей больше. И дождь летом тоже увеличивает количество людей. То есть люди не столько тянутся к искусству, сколько ищут альтернативу зонтику.
       Для того, чтобы выяснить какой протяженности нужно делать экскурсии, следили за общим временем, которое посетитель проводит в музее. Более 60% выходит через полтора часа. Два часа гуляют всего 11,5%. Т.е.у посетителя уходит меньше 4 мин. на один зал. Конечно, не все залы осматриваются равномерно, есть зрители, которые много времени уделяют отдельным залам. Но цифра 4 минуты был принята как средняя для экскурсий.
       Незаметно следили и за тем как именно зрители осматривают зал. Привожу цитату:" План осмотра зала ускользает с поля зрения входящих - иногда его замечают после осмотра зала. Большие надписи или не читаются или читаются верхние строчки. Вообще все надписи читаются случайно, бессистемно, мимоходом, под силу только краткие надписи. Подробно все надписи за 15 часов наблюдений прочили только 9 посетителей. Подлинники смотрятся чаще других экспонатов и более внимательно. Особенно внимательно смотрят макеты жилищ. Реконструкция больше всего интересует учащихся и детей. Внимание сосредотачивается на рисунках, картинах. Географические карты не привлекают внимания".

       Людей не интересуют ценные подлинники, их интересует наглядность и понятность экспозиции. Но тут есть большая сложность - неподготовленный посетитель. Ведь мозг человека может принять только ту информацию, если подобная ей встречалась и раньше. Т.е. мы замечаем и воспринимаем лишь знакомые вещи.Это еще рефлектологи заметили: при малом запасе ассоциаций внимание устремляется к наиболее знакомым предметам. Мы с трудом воспринимаем новую, незнакомую информацию. Лень, предубеждение, усталость - непонятно что этому мешает.
       
       Приведу пример из собственной практики. Девушки 22-25 лет спросили что мы увидим дальше на экскурсии. Говорю:"Увидим скульптуру генерала Багратиона. Это может быть интересно, если, конечно, вы знаете кто такой Багратион". Девушки хихикнули и поехали с Поклонной горы к себе в Одинцово. Смысла нет рассказывать подробности о человеке, про которого люди впервые слышат. Они изначально не будут воспринимать информацию. К тому же она им не пригодится в дальнейшем.

       При осмотре экспозиции очень важно направить зрителя по логической цепочке развертывания информации. Только так она воспринимается цельной. Она и воспринимается, и понимается. Иначе перед глазами будут отдельные яркие картинки, а в голове через час - пустота. И даже не вспомнишь что именно видел.
          Что предпочитают зрители? Трехмерный экспонат. Лучше - эмоционально выразительный. Неважно - подлинник или нет. Чтобы этикетка к нему была короткой, написанная крупным шрифтом.

      Московские музеи и сейчас проводят социологические исследования посетителей. Вот приказ Департамента культуры Москвы. Так что если увидите, что вам при входе в музей дают анкеты - не удивляйтесь, это делается для того, чтобы вам же в следующий раз было интересней.
Subscribe

  • (no subject)

    Приключения продолжаются. Выбираю деревеньки вокруг Мюнхена, куда можно скататься на велосипеде. Выбор пал на Aichach, поскольку там красивый старый…

  • Непогода

    Собрались в отпуск. Целых 5 дней, наконец-то! Идея была - поехать с велосипедами. Я хотела в Голландию. Но в той стороне стремительно нарастали…

  • Отчет о проценте неэффективности вакцин

    Институт Роберта Коха вчера ночью выложил свежий отчет о проценте неэффективности вакцин. Как анализировали неэффективную вакцинацию от ковида:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments