homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Про Савву Мамонтова и его железные дороги

            Внучатая племянница Третьякова вспоминала о Иване Мамонтове, отце Саввы Ивановича. Она говорила, что если бы вы не знали, кто это, вы бы сочли его за английского премьер-министра. Он был всегда элегантно, тщательно одет, выбрит, естественно, ходил в цилиндре, ну и вел себя соответственным образом. Если почитать его письма к Савве Ивановичу, когда тот еще был совсем юн, молод и так далее, то фактически кодекс протестантской этики там изложен полностью. Он называл эти письма «грамотками». Но там есть сплошная проповедь труда, если говорить очень просто и очень пошло. Его призыв к тому, что человек должен себя содержать сам, должен трудиться, несмотря ни на что. Но деньги – не главное. Главное – ты должен сделать дело в этой жизни, чтобы тебе нестрашно было умирать. Потому что когда ты оглянешься на прошлое, ты вспомнишь не нажитые деньги – это ничто, а дело, которое ты сделал в своей жизни. И передается все по наследству. Вырастают у Саввы Ивановича дети, он им пишет примерно те же самые мысли. И когда он сам уже старый, пожилой, больной, чувствует свой конец, говорит с Коровиным, Костенькой – его любимым другом, художником, он примерно то же самое говорит: ну что деньги? Деньги – это яд, через них я пострадал. Не это главное. Все проходит. Деньги ушли. Они действительно ушли – там осталось совсем немножко, и его любимое дело – майоликовый завод в Бутырках. Он говорит: Но ведь что? А дороги-то остались. Они остались.
          
Особая история связана с этими дорогами. У него в жизни осталось две дороги – два его великих памятника - самому себе и тому самому разумному, здоровому, здравому предпринимательству, можно сказать, патриотичному предпринимательству – это Донецкая каменноугольная дорога, она была предназначена для того, чтобы добытый донецкий уголь доставлять в промышленный центр России. И вторая - Северная дорога. Это продолжение дела его отца. Отец дотянул дорогу от Москвы до Ярославля. Там он скончался. Его дело продолжает Савва Иванович, и он делает великое дело – он тянет эту дорогу до Архангельска, это старинный русский тракт, по которому впервые в России началось пассажирское движение при Иване Грозном, если не раньше. Но прелесть всего этого проекта не только в том. Тянет он дорогу дальше – до Мурманска. И вот эта дорога, связывающая центр России, Москву с Мурманском, сыграет спасительную роль для страны дважды – в период Первой мировой войны, когда связь с Антантой осуществляется в основном морским путем – товары, грузы, снаряжение воинское – у нас в России не хватало ведь винтовок, как известно, - идет через мурманский порт поступает на фронт. И самое главное – это Вторая мировая война, Великая Отечественная война. Весь лендлиз практически, не считая самолетов, перегоняемых через Сибирь, поступает к нам в Россию, в Мурманск…Северным морем идет весь поток английских грузов, американских грузов, пороха, алюминий, танки, те же самолеты идут в мурманский порт. И в итоге, если верить маршалу Жукову, а нельзя ему не верить, говорит, что лендлиз в критические моменты Великой отечественной практически спас Россию, поскольку не было этих самых несчастных порохов и нечем было начинять снаряды, патроны и так далее.

       Текст из передачи "Наше все: Савва Мамонтов" на Эхе Москвы. Рассказ вел журналист, автор книги о Мамонтове, которая называется «Савва Мамонтов – человек русской мечты», - Вадим Васильевич Серов.

         Памятник Савве Мамонтову на вокзале Ярославля. Памятник открыт 31 июля 2008 года в день 140-летия Северной железной дороги. В руках меценат держит часы и циркуль. По замыслу архитектора, часовой циферблат символизирует время, а циркуль — бескрайнее пространство северных территорий, которые объединились и интегрировались в экономику России при помощи железной дороги. Рядом с памятником установлены две гранитные плиты, на одной из которых нанесена карта железной дороги времен Саввы Мамонтова, а вторая рассказывает о биографии самого деятеля. По периметру постамента расположены четыре бронзовых панно, на которых указаны годы жизни мецената, а также изображены крупнейшие вокзалы дороги — «Ярославль», «Вологда» и «Рыбинск».


 Фото frocush из его поста про путешествие в Ярославль.

Памятник Савве Мамонтову на вокзале в Сергиевом Посаде:



Фото yarowind из его поста про Сергиев Посад.
Tags: Купечество, Савва Мамонтов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments