homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Про строительство Успенского собора в Звенигороде

      Второму по старшинству сыну Дмитрия Донского, Юрию, в числе прочих земель досталась и Звенигородская земля. Князь Юрий подавал большие надежды - он был хорошо образован, искусен в военном деле, умел налаживать отношения и был следующим после Василия в очереди на престолонаследие. К сожалению, впоследствии Василий нарушит этот завет и передаст после себя престол не брату, как это было указано в завещании, а своему сыну.
         Василий был трусоват (видимо сказалось нахождение с 12 лет в плену в Орде). Впоследствии Василий, уже составляя свое завещание (причем он это сделал трижды в разные периоды времени), ни в одном из них не упомянул Юрия, а вот других братьев - достаточно часто. Причем Юрий подписал все бумаги, из которых следовало, что он должен подчиняться Василию и выполнять все его поручения, что всегда и следовало. Юрий по указанию Василия в 16 лет участвовал в походе на Новгород, в 18 подчинил Торжок. Когда ему было чуть более 20 по велению брата он пошел дальше на Волжскую Булгарию. Правда, Василий очень быстро решил отказаться от услуг брата. Полководческие успехи Юрия, его победы, умение управлять войсками настолько испугали старшего брата, что он решил отказаться от участия звенигородцев во многих баталиях.
         Руководимые Юрием русские дружины взяли 14 крупнейших городов Булгарии, среди которых была столица - Великий Булгар, крепости Кременчуг, Джуке-Тау и Казань. Была показана военная мощь и полководческий талант князя. После похода на Волжскую Булгарию (скорее всего это было в 1395 году) у князя Юрия Звенигородского было достаточно средств для создания каменных храмов. И с этого момента начали строиться новые белокаменные соборы Звенигорода и Сторожевского монастыря.


Успенский собор - старейший из храмов Московской области. Предположительно построен в 1400 г.



       Князь Юрий и старец Савва привлекали для строительства и благоустройства лучших мастеров своего времени, от булгарских мастеров до новых архитекторов. Савва заметил еще не совсем признанного Андрея Рублева и помог ему раскрыться в полном смысле этого слова.



         В Житии Андрея Рублева сказано:"Услышал князь Юрий Звенигородский об иконах Андреева письма и восхотел у себя в Звенигороде собор Святого Успения украсить благодатными образами. И пришел преподобный Андрей, чей чудный смиренный старец, и поклонился князю, и, по благословению святого Саввы игумена, написал Деисус для соборной церкви и другие многие иконы. И в сем Деисусе красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. Таковых же образов не бывало до того времени".



         В Звенигороде у иконописца прошла весьма продолжительная часть жизни, и возможно, сформировавшая его как личность, повлиявшая на всю его дальнейшую деятельность. При жизни преподобного Саввы Андрей Рублев создал Звенигородский чин и знаменитый лик "Спаса Звенигородского".
        Академик Грабарь одним из первых определил:"Их создателем мог быть только Рублев, только он владел искусством подчинять единой гармонирующей воле все эти холодные, розово-соренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористически задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя..."



     "Спас Звенигородский"
158 x 106 см. Доска липовая, паволока, левкас, темпера. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода.
Москва, Государственная Третьяковская Галерея.

          Экспедиция по поиску исторических ценностей, отправленная в 1918–1919 годах в Звенигород, могла бы закончиться некоторыми пусть и важными, но не столь существенными находками. Если бы вдруг не обнаружилось то, что стало настоящей сенсацией и будет потом будоражить умы учёных людей.
         Один из исследователей заглянул в заброшенный сарай неподалёку от собора Успения, что на Городке. Разбросанные доски среди обычного хлама и мусора первоначально не привлекли его внимания. Однако он приподнял наиболее запачканную, что была сверху. Увиденное поразило знатока. На него смотрели глаза Спасителя, лик которого едва проглядывался из-под вековых наслоений и почернения.
        Так были найдены остатки знаменитого Звенигородского чина, который позднее большинство специалистов отнесут к трудам великого русского иконописца. Почти без сомнений учёный мир заявит: Андрей Рублёв!

      В Звенигороде, на территории Успенского собора был найден не только "Спас", но еще две иконы - "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Опись Успенского храма 1698 г. имеет сведения, по которым эти иконы в те времена располагались на его стенах, включая остальные из этого же Чина. То есть еще и образы Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Петра.


"Архангел Михаил Звенигородский"
Москва, Государственная Третьяковская Галерея.


"Апостол Павел Звенигородский"
Москва, Государственная Третьяковская Галерея.

        "Русский Спас" (так его еще называют) выразил некий национальный тип лица, причем не просто светского, а глубоко одухотворенного, идеального, к которому можно стремиться. Не часто бывало, чтобы иконы Древней Руси так откровенно передавали земное ощущение христианской веры. У Андрея Рублева канонический византийский образ превратился в близкого и домашнего Спаса.
          Американский историк Джеймс Биллингтон предположил, что великий рублевский "Спас" есть "первое и во многом запоминающееся изображение лица России".
         Рублев изображал лица одухотворенные, очень добрые, домашние. Он удивительно гармонично использовал цвета. Савва Сторожевский поставил имя Андрея Рублева в первый ряд лучших иконописцев. После Звенигорода он не случайно расписывает Благовещенский собор, став третьим по значимости в списке лучших иконописцев Руси.
       Андрей Рублев стал настоящим мастером фрески. Раньше расписывать стены доверяли в первую очередь грекам. Работа была дорогая, кропотливая, а они были признанными специалистами. Рублев стал первым русским мастером, которому доверили эту работу в Звенигороде.

Из книги Константина Ковалева "Савва Сторожевский", серия ЖЗЛ.
Tags: Андрей Рублев, Звенигород
Subscribe

  • Про работу экскурсоводом

    Что-то опять в свете изменения туристического законодательства России стали появляться разные странные статьи про экскурсоводов, написанные людьми не…

  • С Днем экскурсовода!

    Легко ли быть экскурсоводом? Поначалу думаешь, что - да. Как и в любом неизведанном деле от отсутствия реальных фактов в голове много фантазий :)…

  • Международный день экскурсовода

    Сегодня отмечается Международный день экскурсовода. Подходит к концу моя аккредитационная карта. Да, я давно уже не вожу экскурсии и переехала из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments