homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Category:

Волшебное слово "Бесплатно"

          Вчера на экскурсию пришла съемочная группа. У меня никогда не было такого бедлама в начале поездки. До последнего мне не могли сказать во сколько именно мы отправляемся, все ли туристы на месте, сколько человек в автобусе и можно ли начинать рассказывать. Это было самое скомканное вступление за всю мою практику. Я успела только поздороваться, представить водителя, себя и назвать площадь, с которой мы начинаем. Ни про маршрут, ни про организационные моменты, ни про безопасность я сказать не успела. Я ничего не рассказала про окружающие постройки. Это было ужасно.
         Иностранцы, ожидая начала поездки, через 20 минут не выдержали и ушли. Я их понимаю. Я тоже бы ушла из такого беспорядка.
         Туристы меня а автобусе спрашивают:"А эта экскурсия тоже бесплатная?" Я в шоке хлопаю глазами, подхожу к водителю:"ТЫ знаешь, что у нас пол-автобуса бесплатно едет?", а он мне в ответ:"Может мы с тобой сегодня бесплатно работаем?" Ну уж нет. За бесплатно я не работаю, особенно учитывая, что это был мой седьмой день работы подряд. Обычно я работаю не более трех дней без перерыва. Нет смысла драть горло.
        

Вчера я увидела большую разницу между платной и бесплатной экскурсией. Если экскурсия бесплатная - она лишена ценности, человек ради прогулки ничего не потратил, не сделал каких-то усилий для достижения цели. Ему просто что-то дали бесплатно. Он решил поучаствовать в поездке просто так. Волшебное слово "халява". И люди думают, что их должны обслужить по полной программе. Я не обязана рассказывать в каком доме живет такой-то певец. Считаю, что это нарушение личного пространства человека. Я не обязана отвечать за других экскурсоводов, что они в прошлой поездке что-то другое показывали и рассказывали. А потом.... ни "спасибо", ни апплодисментов. Просто тихо вышли из автобуса и ушли. Я на это посмотрела, похлопала ресницами и не поняла "что это было?".
        Совсем другое дело, когда человек сознательно участвует в поездке, когда он платит деньги, когда он что-то делает ради экскурсии. Тогда у него возникают вопросы по маршруту и он радостно хлопает по окончанию поездки.


          Опять появились туристы, которые спрашивают на каком рынке мы покупаем одежду. Говорю, что давно уже все покупаем в магазинах. "Там же дорого!" - парируют мне. "А вы куда приехали?", - думаю я. Отправляю всех в "Золотой Вавилон" на Проспект Мира.
         Опять спрашивают где можно остановиться недорого на ночь. "Нам предложили комнату отдыха на сутки за 1800 р. Вы представляете! Где можно найти недорогую гостиницу?" - "Москва занимает третье место в мире по стоимости отелей. Но можете попробовать остановиться в "Измайловской", - отвечаю я. Господи, как же нам не хватает информационных центров, в том числе и на вокзалах. Я не справочное бюро.


        Пока ехали в пробке по Новому Арбату, рассказала все, что знала про квартиру Пушкина, про его венчание, жену, тещу. Выложилась полностью. После поездки ко мне с претензией:"Почему вы нам не рассказали про детей Пушкина?" Да потому что у нас тема экскурсии не "Пушкинская Москва", это был бонус. Не молчать же в пробке.

        После Поклонной горы тоже претензия:"А почему вы нам фонтаны не показали? Мы в прошлый раз были здесь летом, было очень красиво, они подсвечивались". - "Так ведь март, снег лежит... Какие фонтаны?" Меня так и не поняли. Действительно, злобный экскурсовод не включил фонтаны. Какой кошмар.

       На Поклонке стою около туристов, рядом со мной две тетушки лет 60. Стоят в полуметре, меня не видят. Одна другой с возмущением:"А что это она нам про те ворота ничего не сказала?" - "Потому что мы до них еще не доехали, - думаю про себя я, - К тому же это не ворота, а Триумфальная арка".


         Люди совсем не понимают как строится экскурсия. Что экскурсовод сначала показывает объект, потом рассказывает про него, что сначала все слушают экскурсовода, потом дается свободное время на что угодно, что рассказывают про то, что мы конкретно сейчас проезжаем, а не про то, до чего нам еще километр ехать.


       На Воробьях ко мне подходит тетушка лет 50 с семилетним ребенком:"Все, что вы нам рассказываете, мы и так знаем". Типа, не угодила я им. "Вау!, - думаю я, - Вы первый человек за два года, который знает объекты на маршруте так же хорошо, как и я". Посмеялась :)


       Удивляет количество жалоб на то, что в других городах неквалифицированные экскурсоводы (почти всю дорогу молчат) или автобусы без микрофона (экскурсовод посреди салона орет всю дорогу). Ужас. Мне в этой ситуации жалко и туристов, и экскурсоводов. Очень жаль, что в туриндустрии на первом месте прибыль, а не хорошее обслуживание.

Tags: Записки экскурсовода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments