homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Экскурсия или прогулка - в чем разница?

Есть разные способы провести хорошо время. Можно отправиться на прогулку с хорошим человеком, а можно - на экскурсию. Это разные форматы и сейчас расскажу в чем их отличие. Прогулка  располагает к отдыху, развлечению, взаимному общению. Экскурсия служит образовательным и воспитательным целям, способствует повышению общего культурного уровня.

Хороший человек может всего лишь закончить школу или получить среднее специальное образование.
Экскурсовод обязан иметь высшее образование. Для разного уровня музеев могут быть введены более жесткие требования - наличие высшего гуманитарного образования или высшего исторического.

Прогулку проводит любитель, энтузиаст своего дела. Возможно, он прочитал три шкафа книг, возможно, всего три книги. Неизвестно. Никто не отвечает за его знания, не гарантирует качество работы.
Экскурсию ведет квалифицированный специалист, который прошел обучение и имеет разрешение на работу. Напомню, что без аккредитации нельзя проводить экскурсии. Аккредитационная карта во время работы должна быть на виду.
Аккредитация не гарантирует качество хорошей работы или интересной экскурсии, но она как минимум показывает, что экскурсовод ознакомлен с методологией и знает как выстроить рассказ. Пользуется он этими знаниями или нет - другой вопрос. Случайный человек об этом даже не подозревает.

Хороший человек не знает о лицензировании деятельности и о том, что экскурсию можно проводить только при наличии аккредитации. Он даже не знает о том, что это профессия и нужно пройти обучение.
Экскурсовод получает профессиональное образование и каждые 3-5 лет подтверждает свою квалификацию перед комиссией из Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов. Конечно, необходимым условием продления аккредитационной карты является рекомендация с места работы о профессиональных качествах и наличие документа о прохождении курса повышения квалификации (нужно прослушать не менее 70 часов мастер-классов других экскурсоводов).

При подготовке к прогулке (если подготовка вообще проводится), хороший человек может пользоваться любыми материалами - телевизионными передачами, желтой прессой, слухами, сообщениями от знакомых, любыми книгами, которые не пишет разве что ленивый.
Экскурсовод готовит маршрут несколько месяцев - разрабатывает маршрут, выбирает точки показа, просчитывает время экскурсии, подбирает материал. Причем для этого пользуется достоверными источниками информации, по возможности - первоисточниками, и неоднократно проверяет полученную информацию. По себе скажу - на этом этапе находится много противоречий и нужно потратить достаточно много времени, что иметь основание произнести одно предложение. Потому что за каждое свое слово экскурсовод отвечает.



Хороший человек при подготовке маршрута может пользоваться готовыми чужими работами, не проверяя их актуальность и правильность.
Экскурсовод готовит текст экскурсии сам. Ему дали необходимые знания и умения, чтобы заниматься этим самостоятельно. Как нам говорил преподаватель по методологии:"Я не дам вам рыбу. Я научу вас ловить ее самостоятельно".

Хороший человек на прогулке может придумывать истории, "легенды", высказывать свое личное мнение, агитировать, читать нравоучения, быть излишне эмоциональным.
Экскурсовод рассказывает факты, он дает только проверенную информацию. И он не имеет права выражать свое личное мнение, он рассказывает о городе или объекте. Экскурсовод знает, что он - лицо города и несет ответственность за свою работу.

Хороший человек юридически не несет ответственность за группу. Он не предупреждает о возможной опасности и о соблюдении ПДД. Он об этом даже не задумывается.
Экскурсовод в первую очередь - организатор группы. Он несет юридическую ответственность. И экскурсия - это на 80% организация людей, а остальное уже - собственно рассказ. Экскурсовод обязан в начале прогулки сообщить о том, что дорогу следует переходить только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал для пешеходов. Он также предупреждает о возможных неудобствах на маршруте, например, если есть высокие неудобные ступеньки или низкий потолок. Перед началом поездки на автобусе он обязательно проинструктирует как следует себя вести в салоне во время движения и чего не стоит делать. Если что-то случится к туристами на маршруте - претензии в первую очередь будут к организатору группы. В доказательство того, что именно он был с людьми, на экскурсовода выписывается путевка или договор.

Хороший человек рассказывает так, как знает.
Экскурсовод тщательно выстраивает маршрут, использует логические переходы от темы к теме, общается с людьми на понятном им языке, не перегружая излишней информацией, частыми отступлениями от темы, датами, фамилиями, архитектурными терминами и т.д.

Хороший человек сходу начинает свой рассказ, даже не убедившись в том, что туристы понимают о каком именно объекте идет речь.
Экскурсовод сначала обязательно скажет о том, где находимся, что нас окружает, даст описание здания, о котором сейчас пойдет речь. Т.е. сфокусирует внимание на конкретном доме. Это позволяет туристам сразу понимать увиденное.

Задача хорошего человека - рассказать что помнит, неважно в каком порядке.
Задача экскурсовода - рассказать так, чтобы туристы смогли понять и запомнить как можно больше информации. Рассказ выстраивается удобно и просто для запоминания. Время от времени делаются обобщения. Это тоже один из приемов, который позволяет лучше усвоить информацию.

Хороший человек может водить людей бесконечно долго. И неважно, что он не имеет навыка следить за временем, из-за чего прогулка растянулась на 4,5 часа вместо 3. И тем самым он подводит людей, у которых были свои планы и они ограничены по времени.
Экскурсовод всегда четко следит за временем. Он осознает ответственность за сокращение или удлинение маршрута по времени. И он должен принимать все меры для того, чтобы соблюдать хронометраж прогулки. В случае непредвиденных обстоятельств (поломка туристического автобуса) он должен принять все возможные действия для того, чтобы успокоить туристов, все им объяснить и по возможности вызвать новый автобус. В случае аварии экскурсовод должен оказать первую медицинскую помощь, передать туриста профессиональным медикам, но не должен при этом покидать группу и прекращать экскурсию. У него есть обязательства выполнить программу по турпутевке.

Хороший человек просто водит по улицам.
Экскурсовод исходя из хронометража прогулки, заранее знает где можно сделать санитарную остановку или перекусить. Санитарная остановка должна быть не реже, чем раз в два часа.

Хороший человек заведет вас в любое кафе.
Экскурсовод заранее изучит возможные кафе на маршруте, сам лично там перекусит, попробует то, что будут есть туристы и после этого договорится с дирекцией кафе об организации обеда на определенные число и дату. Это актуально, если, например, в группе 25 школьников, им нужен полноценный горячий обед на определенную сумму.

Если хорошему человеку задают вопрос, на которого он не знает ответ, он может сказать первое, что придет ему в голову, придумать, дать недостоверную информацию.
Если экскурсоводу задают подобный вопрос, он может попросить разрешения поискать информацию и дать ответ позже либо сказать "я не знаю". В этом нет ничего зазорного. Невозможно знать все. Главное - не врать и не вводить в заблуждение. Потому что экскурсовод несет ответственность за свои слова.

Хороший человек ведет свой рассказ, просто называет объекты. "А тут у нас больница. А это рынок. В этом доме работал Чехов".
Экскурсовод не только рассказывает - что это, но и поясняет почему дом был построен именно здесь, почему именно в это время и что было характерно вообще для этого времени. Он раскрывает смысл, казалось бы, обычных терминов, к которым мы привыкли, но о значении не задумывались. Например, почему "кремль" так называется, почему "Гостиный двор" и кто такие "гости", почему "Первая Градская" и почему гора Поклонная. Экскурсовод дает много пояснений. Например, почему кремль построили именно в этом месте. Это те маленькие, но необходимые детали, которые людям дают большее понимание города.

Хороший человек ведет свой рассказ независимо от расположения объектов.
Экскурсовод сначала показывает объект, потом о нем рассказывает. Только так. Это обязательное требование. Это особенно актуально во время автобусной экскурсии, когда нужно успевать попадать в объекты. Т.е. рассказ идет именно о том, что туристы видят в данный момент.

При подходе к объектам показа хороший человек встанет там, где ему удобно и начнет рассказывать, не заботясь о группе.
Экскурсовод, готовясь к маршруту, неоднократно пройдет его самостоятельно и выберет лучшие точки обзора, причем в зависимости от времени года и времени суток. Потому что летом дом мешает рассматривать зелень, а утром солнце бьет в глаза. Конечно, точек показа одного объекта несколько и экскурсовод их знает.

Хороший человек просто рассказывает.
Экскурсовод в своей работе обязательно использует, поговорки, стихи, цитаты. Это обогащает рассказ, делает его интересным.

Хороший человек просто рассказывает.
Экскурсовод с собой на маршрут берет "портфель экскурсовода", в котором есть распечатки объектов на маршруте. Это необходимо, если нужно показать уничтоженный или значительно изменившийся объект.

Хороший человек при показе объекта стоит где ему удобно.
Экскурсовод стоит к группе обязательно лицом. Причем выстраивает людей перед собой полукругом, чтобы всем было хорошо слышно и видно. Если объект маленький, экскурсовод становится сбоку от него, образуя "треугольник" с группой.

С хорошим человеком можно погулять по улицам, пообщаться с такими же туристами, получить удовольствие от переполняющих эмоций. Вы развлеклись и это неплохо.
Экскурсовод постарается создать для вас интересную прогулку, наполненную достоверной информацией. Причем подаст ее так, что вы многое поймете и запомните. Вы получите знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.

Важно понимать для чего именно вы идете на прогулку - для развлечения и эмоций или для новых знаний, которые вам подадут в удобной и интересной форме.


Итак, тезисно об основных моментах работы:

1. Музеи.
1.1. Для музеев любой человек с улицы несёт чушь по умолчанию.
1.2. Не несёт чушь человек с аккредитацией общей, либо аккредитацией музея (в зависимости от их правил).
1.3. Пускают тех, кто имеет необходимый документ.

2. Туристы.
2.1. В подавляющем большинстве всё равно, кто им ведёт - с аккредитацией или без.
2.2. Их не интересует, отвечают за них или нет, они не за этим пришли.
2.3. Их оценка работы экскурсовода субъективна.

3. Экскурсоводы без лицензии
3.1. Считают, что прекрасно водят экскурсии (что может соответствовать действительности).
3.2. Не пользуются нормативами и методологией проведения экскурсий.
3.3. Не ограничены требованиями достоверности подаваемой информации, и вообще какими-либо требованиями.
3.4. Поскольку надзорных органов нет, их допускают к работе.

4. Экскурсоводы с лицензией
4.1. Ограничены в праве предоставлять недостоверную информацию.
4.2. Несут юридическую ответственность за организацию работы с туристами.
4.3. Обязаны соблюдать требования нормативов и другие положения методологии.
4.4. Поскольку надзорных органов нет, могут нести чушь и плевать на нормативы. Вопрос профессиональной этики.

С точки зрения туриста подача материала как экскурсоводом, так и любителем, может быть одинаковой, и даже подача экскурсовода может предстать не в выигрышном свете. Это может зависеть как от ожиданий экскурсанта (может, он хочет развлечься и послушать страшилки а-ля "Мистические уголки Москвы"), так и от профессиональных навыков экскурсовода, или умения рассказывать и объема знаний любителя. Я не отрицаю факт, что любитель может прекрасно подать материал. И туристу, в общем-то, не интересно - несут ли за него ответственность или нет (хотя это должно быть очень интересно турфирме, её директору, экскурсоводам и надзорным органам), у него у самого голова на плечах. Корочка показывает одно - что человек получал образование в данной сфере, и при наличии у него любви к работе он сможет рассказать пусть немного, но лучше эрудированного любителя. Он знает, как показывать и как (а не только что) рассказывать. И если он будет (о ужас!) нести чушь из серии тех же "Мистических уголков", он будет её нести академически выверенно.

С точки зрения музеев. Вполне возможно, что есть официальная точка зрения на события, происходившие в разные периоды времени в разных местах. И они считают, что подавать информацию необходимо только в таком ключе. И точка. Тут дело даже не в достоверности или недостоверности источников, не в том, что любитель может рассказать любую чушь, а в том, что рассказывать надо вот этот текст (либо его незначительные вариации по ходу изложения). Аккредитация в таких местах отдельная, и гарантирует, что этот текст экскурсоводу знаком и рассказывать будут именно его. С людьми с улицы там даже говорить не будут, равно как и пререкаться на уровне бабушки-музейного работника. Вызовут охрану и выгонят.

"Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры." Статья 53 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". При этом музеи могут отказать даже лицензированным гидам в выдаче разрешений на проведение экскурсий, основываясь на ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", где сказано, что экскурсионные услуги, как составная часть туристической услуги, реализуются либо туроператором, либо турагентом на основании договора с туроператором. Музеи заключают договоры с турагентами и туроператорами, а гиды-переводчики, в свою очередь, работают с экскурсионными группами в музеях от имени этих туристических компаний.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1974582


Самое последнее. Если Вы, прочитавший, водите группы без аккредитации, то, конечно, её отсутствие не говорит о вашем непрофессионализме. Вы можете быть прекрасным рассказчиком. Чудесно знать материал. С полной ответственностью подходить к организации (хотя бы делаете это целиком на собственном энтузиазме, а не из требований каких-либо положений, честь Вам и хвала). Разница одна - если бы в нашей стране у турфирм была бы хоть какая-нибудь ответственность за безопасность людей и качество предоставляемых услуг, а их деятельность контролировалась и проверялась, то они бы брали на работу людей с аккредитацией. Сравните с группой электробезопасности - это не гарантирует исполнения требований, но обеспечивает знания и требует ответственности.

Сравните с другими странами. Там заботятся о качестве услуг: у гида должна быть лицензия, иначе грозит большой штраф. Например, в Италии гид должен получать отдельную лицензию по каждому городу, куда он водит. Штраф за отсутствие лицензии доходит до 1500 евро. Во Львове за организацию прогулки без аккредитации составляют акт и направляют его в органы внутренних дел. В Израиле за проведение экскурсии без лицензии налагается штраф в 3000 шекелей. В Польше экскурсовод без лицензии должен заплатить штраф. В Словении практически нет туристических агентств, в которых бы работали гиды без лицензий – это обеспечивается строгим контролем и высокими штрафами в случае нарушений. Почти во всех странах запрещено проведение экскурсий без лицензии.

Tags: Записки экскурсовода, Методика проведения экскурсий
Subscribe

  • Для любителей ручной работы

    Я потихоньку продолжаю рассказывать в сообществе "Ручные звери" о мастерах-анималистах, работающих в разной технике и в разных странах. Из…

  • Грибная коллекция

    На Ярмарке Мастеров в честь наступления осени выкладывают коллекции работ с грибами. Есть очень интересные украшения. Ведьмы, не проходите мимо!…

  • (no subject)

    На этой неделе в сообществе "Ручные звери" показываю работы американского теддиста Дженифер Мерфи. Она делает маленьких хорошеньких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments