homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Фотошоп как искусство управления массами

          Вчера была на последней лекции из цикла "Искусство фотографии". Профессор РГГУ Логинов рассказывал про фотомонтаж. Вот здесь, при работе с разными типами отражения вселенной, можно говорить об авторских приемах. На фоне изобретателей-фотографов стремление женщин-рукодельниц называть свои игрушки авторскими - смешно. Достаточно вспомнить мишек тедди, сделанных как под копирку.
          Интересно изучать мужское видение, более техническое, и стремление к изобретению нового. Это такая внутренняя мужская потребность - создавать, размышлять, придумывать, а не копировать и штамповать.
          Профессор обратил наше внимание на то, как с помощью коллажа в фотографии можно сместить акценты для зрителя, сделать снимок более ярким, запоминающимся. Да, все это без фотошопа. Интересно экспериментировать, заправляя одну и ту же пленку по 2-3 раза. Результат непредсказуем и удивителен. Диагональ на снимке создает движение. Никто не кричит о заваленном горизонте. Кажется, это удел только современных молодых людей.

         Фотографы 20-30 и позже 60-70-х годов с помощью серий пленок и монтажа создавали на страницах журналов то, чего не могло быть в реальности. Хорошо, когда это было что-то нейтрально-красивое, вроде перевернутого отражения моря. Это выглядит безобидным по сравнению с заказами на идеологически правильные снимки, когда на фотографиях некоторые фигуры увеличивали, некоторые - передвигали, а некоторые - вообще стирали в зависимости от политической обстановки. На это следует обратить самое пристальное внимание. Ведь откуда человек с жадностью получает новости, якобы достоверные? Например, из таких визуальных средств, как телевидение, интернет-сайты новостей, журналы, газеты. А ведь там публикуют смоделированную модель реальности, не действительность.

         Классический пример смоделированной реальности, выдаваемой за действительность. Нарком внутренних дел Николай Ежов, который стоял рядом со Сталиным, был арестован и расстрелян. Цензура отредактировала фотографию. Фото из Википедии.

File:Voroshilov, Molotov, Stalin, with Nikolai Yezhov.jpg

File:The Commissar Vanishes 2.jpg

Вот здесь еще хорошо иллюстрированная статья из "Огонька" за прошлый год "Ретушь решает все" - http://www.kommersant.ru/doc/1901387?themeID=9

      Людьми довольно легко манипулировать, это известный факт. Психологические приемы манипулирования используются веками. Жаль только, что не все получатели информации об этом задумываются. И безусловно верят СМИ. "Раз по телевизору сказали - значит это правда" (С)

        Идеология и в политике, и в религии ведет к отуплению человека. При этом каждая система называет себя исключительной, единственно верной, а к остальным системам относится негативно и воинственно. Идеология любит вызывать у людей яркие, сильные эмоции. И люди эту игру охотно поддерживают. Отношения с политическим строем или религией основываются на страхе  и надежде, а также награде и наказании. Политические и религиозные лидеры материально очень богаты, но при этом невежественны.

       Непонятно, как продвигалась бы идейная работа в массы, если бы у советского правительства не было таких виртуозных фотографов, мастеров монтажа, как Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис. Ими было создано внушительное средство пропаганды - журнал "СССР на стройке". Вот снимки из него:

Фотографии заводов поставлены под разными углами в шестеренки. За счет разных углов создается иллюзия движения. Шестеренки заводов составляют государство. Сталин - не шестеренка, но он обязательно должен быть рядом и наблюдать за движением механизмов, составляющих государство.



Фотомонтаж воды и большого водного пространства. Обязательно зрителю нужно продемонстрировать мощь электроэнергетики в виде ГЭС и техническое развитие в виде самолетов. Причем самолеты относительно зрителя должны лететь под определенными углами и расстоянием между друг другом, чтобы впечатлять должным образом:



Давит снимок, да? Идеологические снимки должны создавать сильное впечатление.

Петров. Пушки военного корабля.



Источник снимков - http://www.wamonline.ru.postman.ru/index.php?page=portfolio&view=989&p=1

Или вот, например, разворот того же журнала. И люди, и машины повернуты вправо, как бы смотрят в будущее. Кстати в советской прессе часто использовался этот психологический прием "взгляда в будущее".

СССР на стройке - 1949 год

Эль Лисицкий. Плакат 1929 г. В оригинале снимки парня и девушки были куда более дружелюбные.
Для фотоколлажа специально сместили два снимка ближе к центру, чтобы показать облик новой советской молодежи (она уже выросла к тому времени). У них один глаз на двоих, они неразрывны, они вместе смотрят вправо, т.е. в будущее.

Эль Лисицкий. Плакат. 1929

Рабочая фотография для эскиза. Взято в РГАЛИ - http://www.rgali.ru/object/218517196?lc=ru


Эль Лисицкий. Красноармеец.
Фотография сделана в лучших традициях фотографии "Селебрити", которые делались для домов моды. Модель в кадр не смотрит, отчуждена от зрителя, на публику не играет. Модели вообще публика неинтересна, она ее не замечает. Фотограф берет ракурс снизу, чтобы показать всю монументальность и значимость модели. При этом хорошо подчеркнуть весомость и необычность модели, удилив низ одежды и не показывая где заканчиваются ноги. Зритель таким образом словно дорисовывает модель в еще большем объеме. Да, и очень модно разместить модель по диагонали снимка.


Смотрите какая классная обложка, очень графичная. Родченко очень любил снимать под углом.



Здесь использован такой же прием. К тому же показ на фотографии только части целого вызывает у зрителя ощущение, что перед ним находится гигант.



Эта фотография должна была дать понять читателям как им нужно правильно относиться к присоединению земель Западной Белоруссии и Украины. Обратите внимание на вышитую окантовку рубахи, пограничный столб и летящие самолеты.



Хорошую подборку фотографий журнала "СССР на стройке" можно увидеть здесь - http://attchort.livejournal.com/131700.html. До Великой Отечественной войны журнал был фактически площадкой для смелых экспериментов фотографов.

Еще хорошая статья "Русский авангард" из журнала "Наше наследие" - http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8104.php

Из этой статьи фото Густава Клуциса "Выполним план великих работ", 1930. Используется фотомонтаж, диагональное размещение снимков, большая ладонь передавливает снимок, в нее вливаются маленькие ладони толпы. Крест накрест идут две диагонали: текст и фото ладони.

Густав Клуцис. Выполним план великих работ. 1930

Еще одна работа Клуциса. Сейчас говорят о том, что он фактически создал идеологический образ Ленина в прессе. Но все его известные работы не помешали его расстрелять в 1938 году.

Приемы: диагональ изображения, диагональ текста, глаз Ленина фактически становится вторым глазом Сталина. Фотография строительства завода сделана так, что она словно задавливает, ошарашивает зрителя. Возможно, сейчас мы привыкли к такому взгляду внизу вверх на небоскребы, но до войны это все было в диковинку. На фоне маленьких заводов лица политических лидеров выглядят амбициозно.



Знакомая поза, да? Растиражированная.

Густав Клуцис. Эскиз плаката. 1931–1932

Мне кажется, у нас половина памятников в стране была сделана по этой фотографии Клуциса.
Прием известный еще в Древнем Египте: фараоны большие, все остальное обслуживающее население - маленькое.



Еще один фотомонтаж Клуциса. Представьте себе такой плакат в наши дни, все равно проберет дрожь от воздействия на зрителя.

Все как в Древнем Египте - большие фараоны, маленькие рабочие. Внизу нарезка из людей, наверху - из заводов.

Tags: Авангардная фотография, Про людей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments