homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Дорога в горный массив Судеты

        После Освенцима наша дорога лежала в Кудова Здруй. Все равно мемориал закрывается в 15 ч., а в 16 уже начинаются сумерки. Нам надо было проехать 275 км. Из Освенцима выезжали по местной двусторонней дороге на магистраль. В России это называется отличная дорога. В Польше это еще не самый лучший вариант :)

Огромное, бесконечное разноцветное небо.



          А это трехполосная польская магистраль. Наш любимый вид дороги. Здесь можно ехать 130 км/ч. Учитывая наши расстояния, такая скорость удобна для передвижения по стране.



         Что характерно: зима, но дороги чистые и сухие. Это волшебство какое-то. Подозреваю, что по российским дорогам ночью кто-то специально тайно разбрасывает грязь. За все три недели путешествия по Европе нам пришлось посетить автомойку только два раза. Первый, когда мы въехали в Польшу (надо было смыть грязь русских дорог) и в Праге, когда после снегопада и слякоти мы стали грязные как черти.



         На магистрали часто попадаются такие стандартные кривые мосты. Напоминает Московский мост в Подгорице - издалека красиво, но в пейзаж из-за своих гигантских размеров не вписывается.



        Подъезжаем к городу Катовице. Это крупный город, столица Силезского воеводства. Это как главный город области. Как ни удивительно, после смерти Сталина его переименовали в Сталиногруд, "город Сталина". Но уже через три года опомнились и вернули прежнее название. Казалось бы, зачем так делали?

       Город с середины 18 в. принадлежал Пруссии, потом - Германии, в 1922 г. его передали Польше. На гербе города изображен молот и наковальня. Это связано с тем, что город является крупным центром добычи угля, цветной и черной металлургии, центром машиностроения. Теперь понятно, почему Силезкие горы копаны-перекопаны шахтами - их разработали немцы. Наладили все производство, а потом земли передали Польше. Получается, поляки пришли на все готовое.

        Вокруг в этом регионе много шахт и кирпичных городков для горняков. Такие городки строились в 1910-1920-х годах. Причем строили сразу не только жилые дома, но и магазины, бани, школы, больницы, церкви. В наши дни такие шахтерские поселения являются антуражем для съемок фильмов.

Вот, например, корпус для шахтеров, работников угольной шахте Вичорек, находится в районе Nikiszowiec.



Сам шахтерский городок мне почему-то напоминает Освенцим. Наверное, своей рациональной планировкой и пирамидальными тополями.



        Вот, например, копальня Bielszowice. Шахтерский городок расположен рядом с автострадой.

       "В Польше свыше 60 лет самой важной отраслью промышленности была добыча каменного угля. Начиная с 80-х годов, согласно стандартам Евросоюза, многие шахты закрылись, но, несмотря на это, горная промышленность продолжает оставаться одним из важнейших элементов польской экономики.

       Залежи каменного угля в Польше концентрируются в трех больших бассейнах. Самый молодой из них ( и самый неразработанный) Люблинский, затем идет Нижнесилезкий и самый крупный - Верхнесилезкий, где мы сейчас и находимся. В 1922 г. Верхнесилезкий угольный бассейн между собой разделили Польша и Германия. Полностью этот бассейн стал польским только в 1945 г. Перед Второй Мировой войной в Польше, в ее прежних границах, действовало 80 угольных шахт. Практически любой человек с деньгами мог купить или взять в аренду шахту. по этой причине их было много, от очень крупных, поставлявших уголь на металлургические заводы, до самых маленьких, занимавшихся продажей угля жителям городов и деревень. В послевоенное время шахты были национализированы и самые крупные из них стали государственной собственностью."

Шимчик Томаш, магистр, аспирант кафедры русского языка Силезского университета, внук и правнук шахтеров - https://docs.google.com/



         Из статьи про стачки польских шахтеров - http://cccp-2.ru
        "У добычи угля в Польши большая традиция. В добыче каменного угля Польша в мире занимает 8-ое место, а в ЕС является ведущей страной. Существуют 3 района добычи. Запасы угля оцениваются на 5 мрд. тонн, из них 50 % считаются легко доступными.
Актуально около 90.000 шахтеров: средняя производительность труда в 2003 г.: 7.341 кг на человека за день; средняя зарплата 4000 PLN (1065 Euro)."

        В современное время труд шахтеров не стал более безопасным. Примерно раз в 2-4 года в шахтах происходят аварии, случается пожар или взрыв метана.



Вот опять похожий вантовый мост и уже привычные трубы металлургических или угольных заводов на горизонте.



И тут пошел снег...



          Мы уже съехали с автомагистрали на второстепенную дорогу. Начало смеркаться и снег был весьма некстати. Синие указатели говорят о том, что мы въезжаем в Гминский уезд. Мы едем в сторону города Nysa. Я его перевела как Нюся, а оказалось совершенно неромантичное название Ныса. Это один из самых старых городов Силезии, известен еще с 10 в. Город был столицей княжества - оцените статус. Причем с середины 14 в.  это княжество ровно 400 лет принадлежало Чехии. Т.е. мы сейчас почти по Чехии едем.
        После Первой Мировой город принадлежал немцам и назывался Нейсе. После Второй Мировой решением Потсдамской конференции Нысу передали полякам, причем немцев с ее территории куда-то отселили, а вместо них на эти земли заселили поляков с Западной Украины. Украина, наверное, после этого радостно вздохнула. Интересная игра в пятнашки на территории Европы :)

    

         В конце 50-х Ныса стала известна своей маркой автомобилей. Выпускали 8-местный микроавтобус. Модель модернизировали и продавали в соцстраны. В конце 90-х из Варшавы в Нысу перевели производство пикапов "ФСО Трак" (Truck), которые теперь предлагаются с разнообразными кузовами, а также начали сборку легких фургонов "Ситроен С15" (Citroen).
        Источник - http://www.trucksinfo.net/318-1.shtml





Видимость стремительно падает, усиливается ветер. Снежинки летят с такой скоростью, что хочется зажмуриться.



        Быстро стемнело. Мы уже въехали в горы. Ночью и в метель подъем ощущался только телом. Жаль, окружающей красоты мы не увидели. Зато мы ехали в цепочке машин с горящими фарами. Все выстроились паровозиком. Вспомнила реклама Кока-Колы "Праздник к нам приходит!". Мы были таким же ярким, петляющим паровозиком.

       

       Горы, по которым мы едем, непростые. В них не только угольные, но и золотые, и серебряные шахты. Некоторые можно посетить, они оборудованы под туристов. Еще в этих горах неподалеку от местечка Валбжих (Wałbrzych) находится Каменная Гора, вся изрезанная шахтами, как швейцарский сыр - дырками. Сегодня известно о десяти подземных сооружениях. Они были выкопаны немецкими рабочими, чтобы в них расположились конструкторские бюро и заводы по производству аэрокосмических конструкций и оружия.
В то время Stone Mountain был одним из центров немецкой технологии в авиационной отрасли, здесь размещалось конструкторское бюро ARADO, с помощью которого были построены самые известные реактивные самолеты  Второй Мировой войны - первый реактивный бомбардировщик в мире Arado 234 и мифический самолет Arado 555.

История завода Арадо - http://base13.glasnet.ru/wol/arado.htm
Про реактивный бомбардировщик Ar. 234 - http://base13.glasnet.ru/wol/ar/234.htm

          В августе и октябре 1943 года союзники дважды бомбили Schweinfurt -на-Майне. Это был небольшой город с населением менее 60 000 жителей, но его роль и значение в промышленности Третьего рейха были очень большими. На заводе производилась половина всех подшипников в Германии. Подшипники были одним из важнейших компонентов, необходимых для производства автомобилей, самолетов или кораблей, поэтому это место было специально выбрано союзническими войсками для бомбардировки.

Несмотря на сильную оборону, часть бомб попала в фабрику, так что производство упало более чем на 30%. После бомбардировки Schweinfurt Германия согласилась разделить множественные подземные разветвления шахт на маленькие законсервированные отрезки. В настоящее время район считается безопасным в Нижней Силезии. По решению Министерства авиации Третьего рейха от 18.05.1944 года, заводы по производству шарикоподшипников и Vereinigte Kugellager Kugelfischer Fabriken переехали на текстильные фабрики Kramsta, Methner и Frahne в Стоун-Маунтин. Стоун-Маунтин был выбран в качестве города по причинам безопасности - он был вне досягаемости авиации союзников.

Как это выглядит в наши дни:



Комплекс расположен в центре города Стоун-Маунтин, Lubawska улица 1а.
Путешествие по подземному комплексу занимает 50 минут. Внутрь можно пройти только с проводником, иначе можно потеряться.
Из-за низкой температуры (около 7 ° C в течение всего года), а также высокой влажность в помещении рекомендуется быть в теплой одежде.
Билет стоит 15 злотых (150 руб).
Открыто с пн по пт с 10 до 16 ч.
В сб-вс открыто с 10 до 17 ч.

Официальный сайт подземного завода "Проект Arado"- www.arado.pl

       Помимо гитлеровского подземного завода в этих краях можно еще посмотреть подземный урановый завод в Клетно. Туристический маршрут является безопасным с точки зрения излучения (результаты мониторинга Института медицины труда в Лодзи).

  Урановый рудник расположен на северном склоне массива Снежника Echium. Он работал в 1948-1953 годах, тогда использовались несколько средневековых туннелей, в которых раньше добывали железо, серебро и медь. Шахта состояла из 20 тоннелей, 3 входов, а общая длина всех горных выработок было больше, чем 37 км. В общей сложности здесь было добыто 20 тонн урана. Для всех желающих в наши дни открыта штольня № 18, которая находится на дороге между Клетно из Sienna. Это отдельная система раскопок расположена в северо-восточной, самой высокой части шахты. Здесь можно увидеть много хорошо освещенных местных полезных ископаемых (флюорит, аметист, кварц и др.). Доступная длина выработок составляет около 200 м, ширина прохода 1,5 -2 м, высота от 1,7 до более 2 м.



Маршрут рассчитан на школьников и студентов. На примере подземных тоннелей и ископаемых им расскажут о минералогии, геологии, экологии, истории. Подземный образовательный туристический маршрут в старой шахте в Клетно является примером использования старых горных работ для новых возможностей. У этой формы обучения с каждым годом находится все больше сторонников, что показывает растущий интерес к подземным объектам. С каждым годом растет количество студентов, посетивших этот объект. Организаторы маршрута считают, что подобные нетрадиционные формы и средства обучения  не только повышают уровня знаний, но и пробуждают новые интересы и увлечения.

Здесь ждут индивидуальных и групповых посетителей. Билет стоит 13 злотых (130 руб). Посещение поземного комплекса занимает 35-40 мин.

http://www.kletno.pl/ulotki/ulotka-en.jpg

Взрослым посетителям могут предложить ночной маршрут, путешествие по горным пещерам, скалолазание  или экстремальные приключения в массиве Снежника. Обычным групповым посетителям они недоступны. Все зависит от ваших потребностей и финансовых возможностей. Туристам будет предоставлен путеводитель, а также необходимое оборудование (шлем, комбинезон, фары, перчатки и т.д.).


Цена: 130 злотых (1300 руб)
Бронирование необходимо за два дня до запланированной поездки и депозит 30% первоначального взноса.
Продолжительность экспедиции около 4-5 часов.
Минимальное количество участников в группе - 4 человека
Максимальное количество участников в группе - 10 человек
На маршрут допускаются взрослые старше 18 лет или подростки старше 13 лет в сопровождении взрослых.

Официальный сайт урановых шахт - http://www.kletno.pl

Польша
Польская кухня
Про безопасность на польских дорогах
Про качество дорог в Польше
Дороги Польши, навигатор
Прохождение границы Беларусь-Польша
Таможня Тересполь-Брест
Дорога до Кракова (декабрь 2012), часть 1 (польские дороги)
Дорога до Кракова (декабрь 2012), часть 2 (про качество дорог, виды за окном и автомойку самообслуживания)

Дорога до Кракова (октябрь 2010 г.) Прохождение таможни, польские дороги и деревушки
Дорога до Кракова, продолжение (октябрь 2010 г.) Про омелу

Краков (про отель "Матейко")
Брест-Краков (про рождественский рынок и кафе "Под ангелами")
Величка-Биркенау (подземные шахты и концлагерь)

Освенцим

Дорога в Освенцим (виды зимней дороги, городка Освенцим и немного вводной информации по музею)
Освенцим, часть 1 (внутри бараков, про мужчин и женщин)
Освенцим, часть 2 (бараки, вагон и платформа)
Освенцим, часть 3 (про крематории и зондеркоммандо)
Освенцим, часть 4 (про бараки и систему охраны)
Освенцим, часть 5 (про барак Уничтожение, барак гестапо и медицинский барак)


Кудова Здруй

Минеральный курорт Кудова Здруй. Про город и виллы.
Минеральный курорт Кудова Здруй. Наш номер и поздний ужин. Что посмотреть в Судетах.
Дорога в горный массив Судеты (золотые и урановые рудники, подземное конструкторское бюро Арадо)
Дорога от Кудова Здруй до Праги, вечерний рождественский город и паб "Толстая коала"
Tags: Кудова Здруй, Польша, Судеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments