homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Немецкий подземный завод "Mittelwerk"

Когда писала статью про Силезию и горные шахты, нашла интересный материал по немецким концлагерям и горным шахтам, на которых производили ракеты "V-1" и "V-2". Странно, что в советское время, да и сейчас, замалчивают значение немецких разработок для будущего, это и первые опыты по стерилизации и искусственному оплодотворению, и опыты по переливанию крови, и комплекс спасательных работ для людей в море, и опыты в ракетной индустрии. Может, если бы не война, которая двигатель прогресса, первый искусственный ребенок появился бы не в 1978 году, а только в наши дни. А в космос полетели бы и того позже.

Кстати, опыты на животных косметическими компаниями прекращен только в марте этого года. Просвещенный век, гуманная наука...

Оригинал взят у nizal в Немецкий подземный завод "Mittelwerk".

Вход в концентрационный лагерь "Dora".

В посте о посещении Байконура немного говорилось о погибших в разное время на стартовых площадках космодрома. Думаю, что теперь самое время рассказать о других людях, косвенно принявших участие в том, что бы во второй половине двадцатого века человечество смогло выйти за пределы земной атмосферы и заплативших за это жизнью. О заключенных концентрационного лагеря “Dora” и рабочих фашистского подземного завода "Mittelwerk"… Правда они не знали, что их работа, спустя почти двадцать лет как-то поспособствует наступлению космической эры, но тогда этого не знал никто.

А все начиналось так...

Совсем немного истории…

В 16 веке китайский вельможа Ван Ху загорелся идеей полететь на луну. Изобретательный китаец привязал к днищу бамбукового кресла вертикально 47 пороховых ракет, облачился в свои лучшие одежды, взял в руки по воздушному змею и велел поджечь ракеты. Раздался взрыв... Когда дым рассеялся, то ни кресла, ни вельможи, ни змеев не было видно. Улетел?! Быть может... Науке не известно, достиг Ван Ху луны или нет, но его имя точно оказалось там - в честь отважного китайца назвали один из лунных кратеров. Кстати, такой способ достижения космического пространства - посредством сжатого газа – и используется в наше время!

Впрочем, это все легенды… Вплотную же к покорению космоса люди подошли в начале прошлого века. Так, в 1933 году в Советской России С.П.Королев с группой соратников запустили первую отечественную жидкостную ракету ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова. Пока еще не в космос, но уже запустил... В Америке в то же время в этой области в гордом одиночестве работал профессор Роберт Годдард. В Германии такими исследованиями занимался доктор Вернер фон Браун, вдохновленный легендой о китайце Ван Ху...

Конечно, все эти ученые, будучи настоящими учеными, мечтали об использовании космоса в мирных целях, о создании пилотируемого корабля, о полетах к другим планетам, но, как водится, каждое государство любую область науки рассматривает в первую очередь с военной стороны. В СССР итогом такого «рассмотрения» явилось создание реактивной ракетной установки "Катюша". Работы американца Роберта Коддарда были менее востребованы и военные обратились к нему лишь однажды, когда понадобилось разработать взлетные реактивные ускорители для самолетов. Ну а Вернер фон Браун... Вернер фон Браун создал "оружие возмездия", которое должно было решить исход войны.

"Оружие возмездия" или ракета "V-2" была самой крупной из существующих в то время ракет. Ее длина составляла 14 метров, диаметр 1.65 метра. Технически можно было сделать и больше, но такие размеры ракеты позволяли перевозить ее с помощью буксировщиков по автострадам и грунтовым дорогам, так что больше было ни к чему…. Ракета имела боеголовку массой 1000 кг, в полете достигала высоты 90 км и поражала цель на расстояние до 270 км. Это было первое созданное человеком устройство, преодолевшее условную высоту, за которой начинается космос. И хотя надежность "V-2" оставляла желать лучшего, было принято решение производить их в промышленном масштабе.

Немецкий ракетный исследовательский центр и завод по производству «V-2» первоначально находились на острове Узедом, на Балтике. В 1943 году об этом стало известно английской разведке, и в августе того же года английской авиацией по острову был нанесен бомбовый удар. Погибло много рабочих, был разрушен поселок, но большая часть сооружений ракетного центра и инфраструктура жизнеобеспечения уцелела. Работать на Узедоме было больше нельзя и завод было решено переместить в глубь Германии, в Тюрингию, к городку Нордхаузен, близ горного массива Гарц. Здесь внутри горы Конштайн с 1934 года существовало подземное хранилище горюче-смазочных материалов для нужд Вермахта. Вот его то и предложили переоборудовать в подземный завод, получивший название "Mittelwerk". Тем более, что дешевой рабочей силы здесь хватало - неподалеку находился концлагерь "Бухенвальд"…


Гора Конштайн.

Подземный ракетный завод "Mittelwerk" и концентрационный лагерь “Dora”.

Строительство "Mittelwerk" началось 23 августа 1943 года силами 107 заключенных "Бухенвальда". В сентябре количество рабочих возросло до 1300, и продолжало увеличиваться. В конечно итоге была создана система подземных коридоров общей длиной более 15 км, в плане представляющая собой два S-образных туннеля A и B, каждый длиной около 2 км и высотой до 7 метров, соединенных между собой 46, более узкими туннелями или залами. Внутри туннелей А и В была проложена железная дорога, по которой, через туннель А на завод доставлялись материалы, а через туннель В вывозили готовые ракеты.


Металлический макет туннелей завода “Mittelwerk”. На заднем плане двигатель "V-2" и взорванный в 1948 году вход в туннель А.

Завод строили до конца декабря 1943 года. Заключенные расширяли и удлиняли туннели, вынеся на поверхность в общей сложности тысячи тонн горной породы. Жить в это время им приходилось тут же, под землей, в тесных, сырых залах, в атмосфере, насыщенной гипсовой пылью и дымом от взрывных работ, которые велись в туннелях 24 часа в сутки… У заключенных не было свежей воды, но зато была полная антисанитария, дизентерия, тиф, туберкулез, издевательства надсмотрщиков. Каждое утро перед входом в туннели вешали как минимум одного человека. Даже если не за провинность, то просто так, в дань традиции и что бы другие не расслаблялись… Люди работали до полного истощения. Умершие тут же заменялись новыми рабочими. Тела погибших каждый день грузовиками отвозились в крематорий «Бухенвальда». За эти несколько месяцев смертность на заводе была максимальна.


Туннель А.

К январю 1944 года “Mittelwerk” был построен и завод заработал. Кроме ракет «V-2» на заводе изготавливали крылатые ракеты «V-1», а также двигатели для самолетов Ме-262 и Ar-234, жидкий кислород, топливо для ракет и т.д. Позже, в 1945 году на заводе стали производить противовоздушные ракеты «Тайфун» и «Оркан»…


Двигатель "V-2".

Для обеспечения работоспособности “Mittelwerk” поблизости от него была создана целая система концлагерей, крупнейший из которых – концлагерь “Dora” – располагался менее, чем в километре от входа в туннели.


Выход с территории концлагеря "Dora", вид в сторону завода “Mittelwerk” .


Площадь, на которой каждое утро строили заключенных, проводили экзекуции.

В лагере было 58 бараков, собственная прачечная, здания управления заводом. Был даже собственный публичный дом…


Публичный дом концлагеря "Dora".


Остатки строений концлагеря "Dora".

… и самое главное, в лагере был крематорий, который никогда не простаивал без дела. Так что услугами печей «Бухенвальда» пользоваться прекратили.


Крематорий.


Печь крематория.

Каждое утро заключенных выгоняли на плац, строили, проводили экзекуции, после чего убитых – в крематорий, живых под землю, делать ракеты. Люди работали по 12 часов в две смены, и завод не простаивал ни минуты, выпуская, в среднем, около десяти «V-2» в сутки.


Паровоз и сторожевая вышка концлагеря.

Рабочие были разделены на две группы – транспортная колонна и специалисты. Первые отвечали за поставки на завод материалов и вывоз готовой продукции. Вторые на заводе были «главными». Они занимались изготовлением частей ракеты - гироскопов, двигателей и т.д., собирали готовые изделия и испытывали их. Группы «специалистов» контролировались сотрудниками Вернера фон Брауна. Их условия труда были наиболее легкими на заводе. Транспортная колонна работала под надзором СС и тюремщиков, поэтому смертность рабочих транспортной колонны была огромна.


Паровоз, который использовался на заводе “Mittelwerk”.

Завод “Mittelwerk” действовал до марта 1945 года, когда стало ясно, что войска союзников вот-вот войдут в Тюрингию. Началась эвакуация. Под понятием «эвакуация» подразумевалось вывоз всего ценного в Альпы, перевод туда же научного персонала завода – профессора фон Брауна и его группы, уничтожение «цехов» и заключенных лагеря. Не все успели сделать – наступление развивалось слишком быстро - но успели многое…


Один из сборочных цехов завода “Mittelwerk”.

В общей сложности за время существования завода было изготовлено свыше 13000 «V-1» и «V-2». Цена – 26500 человек, погибших на работах и убитых при эвакуации.


Двигатель "V-2" и взорванный в 1948 году вход в туннель А.

11 Апреля 1945 года завод “Mittelwerk” был занят американскими войсками. Солдаты увидели составы, груженные телами убитых заключенных, туннели с готовыми ракетами, концлагеря, крематорий… Живых узников было совсем мало. Многие из них умерли уже при лечении в госпиталях – их болезни были слишком запущены…

Оставшиеся в туннелях готовые ракеты, уникальное оборудование и документация были вывезены союзниками. До июля 1945 года, когда завод был передан советским властям, американцы угнали с этой территории свыше 11 тысяч вагонов. Все, что оказалось невостребовано союзниками, было позднее переправлено в Советский Союз. Остатки ракет и оборудования до сегодняшнего дня находятся в туннелях в том виде, в каком были оставлены там в 1948 году. Кстати, именно на базе полученного материала начал свою работу С.П.Королев, создавая ракету, позднее выведшую на орбиту «Восток-1».


Туннель А.


Обломки ракет и оборудования завода “Mittelwerk”.

В 1948 году, после безуспешных попыток проветрить туннели от запаха мертвых тел, входы в завод были взорваны.


Вход в туннель А, взорванный летом 1948 года.

После воссоединения Германии заводом “Mittelwerk” снова заинтересовались. Оказалось, что на его территории осталось очень много хорошо сохранившихся частей от ракет «Фау-1» и «Фау-2», которое в настоящее время экспонируются в музеях Германии. В 1995 году под горой Конштайн был пробит новый ход в туннель А, около бывшего входа в туннель В.




Современный вход на завод “Mittelwerk”, пробитый в 1995 году.

Сейчас концентрационный лагерь “Dora”, вместе с заводом “Mittelwerk” входят в состав музейного комплекса. Каждые полтора-два часа здесь проводятся бесплатные экскурсии, в том числе по подземным туннелям. В настоящее время для осмотра доступно около километра ходов завода. Без экскурсовода здесь ходить категорически запрещено. Часть туннелей затоплена, часть туннелей до сих пор может быть заминирована. Фотографировать здесь разрешается, но просят не пользоваться вспышкой и не устраивать фотосессии. Слишком много людей умерло в этих залах и, не исключено, что до сих пор не все они найдены...




Информационный центр музейного комплекса "Dora".

Источники информации.PS: Все фотографии с этой поездки можно посмотреть здесь.
Tags: Концлагерь "Дора"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments