homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Усадьба Шереметьевых, Останкино. Продолжение.

    Эта усадьба, так же как и в Кусково, предназначалась исключительно для развлечения и гостей, в ней не жили. Точнее - это был огромный театр. Граф Шереметьев, получив прекрасное образование, был отправлен родителями на пару лет в Европу, где он приобрел прекрасные манеры, тонкий вкус, стал разбираться в картинах... и всей душой полюбил театр. Проживая в Париже, он посещал его  весьма часто.  В России достойного театра он не встретил, поэтому, скучая по европейским увлечениям, создал у себя на родине свой. Актеры были из крепостных, к слову сказать, их отбирали по всем деревням, им нанимали лучших заграничных учителей танцев (французов), пения (итальянцев), с ними занимались науками (немцы) и они прекрасно знали этикет и были обучены всем великосветским манерам. На обучение своих артистов граф средств не жалел. Более того, каждая актриса, выходя замуж, получала за собой графское приданое, весьма щедрое.



 При входе нас встречает скульптура Апполона, как бы подчеркивая, что здесь место для всего прекрасного, для развлечений, отдыха и театра.



Фасад поближе:



Труба от камина сверху украшена маленьким домиком:



Вид со стороны парка:



    Сама усадьба построена в виде буквы П - в центре театр и к нему прилегают два флигеля, для отдыха гостей. Флигели кажутся полупрозрачными из-за огромного количества стеклянных дверей до пола, открывающихся летом настеж по обе стороны, к тому же огромные зеркала на стенах создают ощущение увеличивающегося пространства. По дорожкам мы попадаем в главное здание.         Оно очень высокое. Чтобы рассмотреть потолок нужно еще как задрать голову.  А потолок сделан очень интересно, в новой манере для того времени. Шереметьев перенял только что появившуюся во Франции новинку - бумажные обои. Но они были не такие, как сейчас, рулонами. Продавался отдельно сам основной тон, к нему покупали узорчатые обои, на вкус и цвет, вырезали из них рисунки, наклеивали на основу, а потом всю эту огромную мозаику клеили на потолок и стены. Очень аккуратная и дорогостоящая была работа.
    Усадьба состоит сплошь из обманок - напольные подсвечники, своей тяжестью  и цветом напоминающие нам о бронзе, сделаны на самом деле из дерева, мастерски отделаны и выкрашены. Стены - не мраморные, как может показаться, а тоже деревянные, оштукатуренные и выкрашены точно так же, как и в Павловске - под мрамор, разноцветной крошкой. Выглядит даже ярче  и правдоподобней натурального. Отделка стен малахитом - тоже работа графских крепостных. Рисовали по свежей, сырой штукатурке, ошибаться, исправлять было невозможно. Все движения должны были быть выверенными и точными.
    Повсюду в залах подсвечники под потолком спрятаны в стеклянные "бокалы". что напоминает нам от том, что во время празднеств двери всех залов распахивались на улицу, сразу же за порогом начинался сад и гости постоянно ходили туда-сюда.
    И вот мы попадаем в театральный зал. Он огромный. Сделан интересно - под небольшим уклоном к сцене расставлены стулья для приглашенных, сам граф сидел на так называемой "царской ложе", отдельно от гостей. С ними он никогда рядом не сидел. Сцену и гостей разделяли какие-то два метра (яма для музыкантов), и создавалось полное ощущения присутствие гостей на сцене. Ну, или артистов среди гостей :) Свет во время спектакля не выключали: так как это был праздник, то все гости были нарядно одеты, дамы должны были блистать при свете. Самые верхние места, сейчас мы бы их назвали балконами, были предназначены для слуг и актеров, не задействованных в спектакле. У каждого балкончика были разрисованные ставни. Если их закрыть - рисунок как бы служил продолжением потолка и наличие этого яруса было совсем незаметным.  Зал с замечательной акустикой благодаря этому самому верхнему этажу. Звук можно было варьировать, открывая и закрывая некоторые ставни.
    Мы прошли на сцену. Боже, как замечательно было там себя чувствовать! Свет, звук, гости, пение... Может, я была актрисой в прошлой жизни? Нам показали как и чем управлялись декорации, как поднимался занавес, с помощью чего производили звуки дождя, ветра, погони, как создавалось на сцене море, водопад... Все в этом театре было продумано, ведь он был создан по образу и подобию западного. Т.е. он был хоть и маленький, но самый настоящий - профессиональный.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments