homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Выставка «Градостроительная контрреволюция. Москва 2010-2013. Новые утраты».

Бедная Москва, каждый градоначальник-приезжий норовит снести в тебе что-то настоящее, ценное. Ему все равно, что у тебя есть история, что ты оригинальная и неповторимая, что ты древняя.

Выставка общественного движения «Архнадзор», посвященная утратам в историческом облике Москвы за последние три года, должна была открыться 3 сентября. Но открытие пришлось перенести на неопределенный срок - никто в Москве не решился предоставить «Архнадзору» площадку для такого «несвоевременного» выступления.

На выставке будут демонстрироваться 43 снесенных объекта. Вот 10 из них:



1. Интерьеры универмага «Детский мир», Театральный пр., 5

Знаменитый универмаг, построенный в 1953-1957 гг. по проекту архитектора Алексея Душкина, с 2008 года закрыт на реконструкцию, которую проводит ОАО «Галс-Девелопмент» (основной акционер – банк ВТБ). Мосгорнаследие в конце 2011 года выдало разрешение на демонтаж внутренних конструкций и помещений «Детского мира». В канун Нового года в здании заработали экскаваторы.

Эксперты и общественность настаивали на сохранении центрального торгового зала, входного вестибюля, мраморной лестницы, фрагментов Лубянского пассажа. Но новая городская администрация проигнорировала эти обращения. В течение нескольких месяцев с остатками интерьеров (значительная часть была демонтирована ранее, мраморные балясины просто разбивались) было покончено. Погибли и сохранявшиеся в недрах здания сводчатые помещения Лубянского пассажа XIX века.

«Детский мир» был задуман как градостроительный памятник Победе в Великой Отечественной войне и стал воплощением жизнеутверждающего пафоса послевоенной жизни, одной из знаковых построек Москвы середины ХХ века. Сейчас от здания уцелела только коробка внешних стен. Новые интерьеры не будут иметь ничего общего с подлинным, старым добрым «Детским миром».



2. Стадион “Динамо”, Ленинградский проспект, 36

Стадион «Динамо», построенный в 1927 – 1936 гг. по проекту архитекторов Леонида Чериковера и Александра Лангмана, был значительным памятником архитектуры советского периода. ЗАО «ВТБ Арена» (подразделение банка ВТБ) задумало его реконструировать для проведения Мундиаля-2018, а параллельно построить элитное жилье на территории прилегающего парка.

10 февраля 2012 года стены стадиона, официально объявленного памятником архитектуры еще в 1987 году, стали крушить экскаватором. Снос стал возможен благодаря беспрецедентной манипуляции с охранным статусом: в 2011 году здание было объявлено городскими властями «достопримечательным местом», хотя постановление 1987 года о признании стадиона памятником архитектуры не отменено. Это решение стало приговором: три четверти постройки обрекли на полное уничтожение.

Власти опирались на выводы эксперта Татьяны Кудрявцевой: все трибуны кроме западной были якобы построены заново при реконструкции стадиона к Олимпиаде 1980 года. Но даже в экспертизе Кудрявцевой предлагался «предмет охраны» здания, включавший весь периметр стен. Утверждение сохраняемого «предмета охраны» только в границах Западной трибуны – всецело на совести Мосгорнаследия, т.е. мэрии.

Как очень быстро выяснилось, но уже после сноса, «Динамо» не будет ареной чемпионата мира по футболу; новый стадион по вместимости окажется вдвое меньше старого. Если, конечно, его вообще построят. А вот элитная жилая и офисная недвижимость – многофункциональный городской комплекс ВТБ Арена Парк – будет возведена, сомневаться не приходится.



3. Усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых, Большая Никитская ул., 19/16, стр. 1-2

Усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых числилась памятником федерального значения. Тем не менее, для нужд театра «Геликон-опера» были полностью снесены входившие в состав памятника и описанные в его паспорте полуциркульный флигель XVIII-XIX веков и флигель по Калашному переулку (кроме фасадной стены), уничтожены усадебные дворы. Летом 2011 года в «ночь длинных ковшей» снесен еще один флигель, хотя никаких разрешений на его снос властями не выдавалось.

Главный дом усадьбы XVIII века надстроен со двора дополнительным этажом, но и на это нарушение закона городские власти старательно закрывают глаза, как и на представление прокуратуры Москвы (февраль 2011 года) о противоречии проекта законодательству.

Общественно-градостроительный совет при мэре Москвы в марте 2011 г. проигнорировал это мнение правоохранительного органа и принял решение о продолжении строительства, приостановленного правительством в октябре 2010 г. В августе 2013 года Сергей Собянин посетил стройплощадку «Геликона», заверив, что стройка в скором будущем будет доведена до конца. О том, что стройка в охранной зоне запрещена законом и опротестовывалась прокуратурой, он предпочел не вспоминать.



4. Дом Волконских, ул. Воздвиженка, 9, стр. 1

Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX вв., сохранивший следы первоначальной отделки фасадов, является мемориальным. Это литературный адрес Льва Толстого, описанный им в «Войне и мире» и «Анне Карениной». В 2009 г. по заявлению фонда «Центр развития русского языка» дом лишился статуса выявленного памятника, который мешал реконструкции.

Против вандальской надстройки дома четырьмя этажами выступили депутаты Госдумы, представители Общественной палаты и совета при президенте РФ по культуре; подписи под обращением к мэру с просьбой остановить разрушение дома поставили более 200 деятелей отечественной культуры, науки, искусства. Аттестованные эксперты составили заключение, согласно которому утрата образа дома недопустима для Москвы. Министерство культуры не утвердило градостроительные регламенты территории, допускавшие надстройку.

Но всё, включая протесты общественности, которая останавливала строительные работы с помощью полиции, оказалось бесполезным. Застройщик (он переименовался в «Центр развития межличностных коммуникаций») ссылался на разрешения, выданные мэрией Собянина. Мэрия – безмолвствовала. Согласования, позволившие вести запрещенную законодательством реконструкцию с надстройкой в охранной зоне, так и не были отозваны.

Ныне над остатками дома Волконских громоздятся уродливые бетонные конструкции новых этажей.



5. Круговое депо Николаевской железной дороги, Комсомольская пл. д. 3/30 стр. 1

Первое паровозное депо Москвы и одно из первых железнодорожных зданий в столице. Построено в 1847 - 1849 г. по проекту выдающегося архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя, Большого Кремлёвского дворца, Московского вокзала в Петербурге и Ленинградского вокзала в Москве.

В канун 2012 года Мосгорнаследие согласилось с результатами историко-культурной экспертизы, признав депо объектом культурного наследия регионального значения, однако соответствующий акт правительства Москвы так и не был издан. Предложенный экспертами «предмет охраны» подразумевал полное сохранение здания. Но ОАО «РЖД» настаивало хотя бы на частичном сносе – ради новых путей для пригородных поездов. И Мосгорнаследие не выдержало давления.

В апреле 2013 года ведомство выдало разрешение на демонтаж 9 из 22 секций Кругового депо в рамках проекта «реставрации с приспособлением». Снос состоялся в ночь с 30 на 31 мая 2013 года с применением тяжёлой техники, Круговое депо перестало быть круговым. При этом здание не было укреплено, существует угроза его обрушения. В пресс-релизах РЖД называет всё случившееся началом реставрации по европейским стандартам.

По иску представителя «Архнадзора» в июне 2013 года суд запретил проводить работы по демонтажу конструкций депо, однако уже после этого была уничтожена часть фундаментов, на их месте укладывают рельсы.



6. Ново-Екатерининская больница, Страстной бульвар, 15/29, стр. 3, 4, 8

Ранним утром 1 января 2013 года в Москве снесли два корпуса первой трети XIX века, входившие в состав комплекса Ново-Екатерининской больницы, а также флигель 1930-х гг. Решение о сносе трех корпусов было принято, несмотря на протесты экспертов и общественников, 26 декабря 2012 городской Комиссией по градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия.

При этом от членов комиссии были скрыты выводы историко-архитектурной экспертизы о том, что эти корпуса построены в рамках проекта Осипа Бове, знаменитого московского зодчего, перестраивавшего бывшую городскую усадьбу Гагариных под Ново-Екатерининскую больницу.

Снос и новое строительство на территории памятника архитектуры федерального значения – явное нарушение городскими властями заявленных ими же принципов «новой градостроительной политики». В историческом центре, в охранной зоне, вопреки действующим градостроительным регламентам снесены три подлинных старинных корпуса и начато строительство многоэтажного административного здания новой Мосгордумы.



7. Хлудовская биржевая артель, Кадашевская наб., 10

Это первый снос времен градоначальства Сергея Собянина. Здание биржевой артели купцов Хлудовых (1898 г., арх. Александр Бирюков) располагалось сразу в двух охранных зонах, в том числе – Кремля. Эксперты направляли в Мосгорнаследие заключение о ценности здания, недопустимости его сноса. Но ничто не помогло: 17 декабря 2010 года артель была снесена экскаватором ради нужд… Государственной Третьяковской галереи.

Согласно проекту развития галереи, здесь должен быть построен новый музейный комплекс. Дом № 10 – не единственная жертва данного проекта: ранее, в 90-е годы, были уничтожена дома № 12, 14 и 16.

На месте погибших замоскворецких особняков проектируются массивные, не соответствующее никаким законным требованиям о «регенерации» исторической среды в охранной зоне, здания нового комплекса Третьяковской галереи. Недавний конкурс, проведенный городскими властями, касается только архитектурного оформления фасадов. Соблюдение законодательства об охранных зонах в программу конкурса, разумеется, не входило. Почему сохранявшееся, подлинное историческое здание Хлудовской артели не могло стать частью нового музейного комплекса – остается загадкой.



8. Донские бани, ул. Орджоникидзе, 1

Вечером 7 июня 2013 года начался снос знаменитых Донских бань – конструктивистского здания 1934 года постройки, и соседнего дома XIX в. в Верхне-Михайловском проезде. После сноса здесь возникнет элитный жилой комплекс из двух башен высотою до 70 м (хотя высотные ограничения для этой территории допускают только 45 м).

Новостройка в стиле «нью-йоркской архитектуры», расположенная в близком соседстве с уникальным ансамблем Донского монастыря, неизбежно вторгнется в его панорамы. А уж над Ново-Донским кладбищем с его храмом и мемориальным комплексом, расположенным буквально через дорогу, она будет просто нависать.

Этот проект корпорации «Баркли» одобрил Архитектурный совет Москвы под председательством главного архитектора города Кузнецова, а также большинство членов комиссии по градостроительству в зонах охраны.



9. Дом архитектора Константина Мельникова, Кривоарбатский пер., 10

Всемирно известный памятник русского конструктивизма, дом, построенный знаменитым архитектором в 1927-1929 гг. для себя и своей семьи, оказался в кольце строек. Эксперты отмечают все новые и новые симптомы аварийности в доме. Они особенно усилились с началом рытья котлована на месте снесенного дома Мельгунова (ул. Арбат, 39-41).

Профессионалы в области архитектуры и охраны памятников, представители всех частей света и крупнейших международных организаций (ICOMOS — Международный Совет по памятникам и достопримечательным местам, Docomomo — Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения, UIA — Международный союз архитекторов) обратились к Путину, Собянину, Кибовскому с требованием принять срочные меры для предотвращения деградации этого памятника мирового значения.

26 июня 2013 года видные российские инженеры подписали экспертное заключение, согласно которому здание находится в предаварийном состоянии, обнаружены косые и горизонтальные трещины в несущих и ограждающих конструкциях. Но ни призывы международной общественности, ни выводы отечественных профессионалов – не произвели никакого впечатления ни на застройщика, ни на городские власти. Работы вокруг дома Мельникова кипят с прежней силой.

Пользуясь тем, что половина дома является объектом имущественного спора, Мосгорнаследие уклоняется от решения проблемы реставрации и спасения памятника. А ведь неспособность страны сохранить памятник такого уровня, как дом Мельникова, без преувеличения станет позором России на весь мир.



10. ВДНХ-ВВЦ

Ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, затем ВДНХ, сейчас – ВВЦ) сложился в 1939-1954 годах. Он уникален для Москвы и признается экспертами одним из самых грандиозных по масштабу и воплощению выставочных комплексов ХХ века в мире.

Заявленная осенью 2011 года администрацией ВВЦ концепция развития ставит под угрозу ряд малых периферийных построек и не учитывает планировку выставки. Здесь будут возведены крытый парк развлечений, административно-офисный центр, парк-отель и другие постройки. О реставрации говорится только в отношении наиболее известных павильонов, стоящих на госохране.

Зимой 2013 года под новое строительство снесён комплекс теплиц с головным павильоном № 23 «Теплицестроение». Под угрозой сноса павильон № 24 «Судостроение». В охранной зоне № 302Б вырыт огромный котлован, начата противозаконная стройка океанариума, чей проект нигде не публиковался и не обсуждался, его высотные параметры неизвестны. Подобное начало воплощения в жизнь концепции развития ВВЦ, отсутствие информации и публичного обсуждения вызывает серьёзное беспокойство за сохранность архитектурно-ландшафтного ансамбля ВДНХ.

Выставка начнет работу 6 сентября, в пятницу, в 18-00, в галерее "Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана" на Винзаводе, 2 этаж.

Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
Tags: Про город
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments