homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Киев. День первый. Михайловский собор.

В 1108 г. два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича, Петр-Ярополк и Михаил-Святополк основали в Киеве на месте древнего Дмитриевского монастыря Михайловский монастырь.
В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства.
В 1113 г. собор был освящен. Михайловский собор был построен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.
В 1240 г. его разграбили и сильно разрушили орды Батыя.





В XVII и XVIII вв. собор многократно перестраивался. Вместо одного у него стало семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.
Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.



Эти солнышки очень характерны для киевских церквей. И особая яркость, южный орнамент.



Лепнина над одним из входов в храм.



Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, будто маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.





Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно доказывали, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.
Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было овеяно легендами.
В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.
Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.





Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными. Собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году.

Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».
Мозаика "Дмитрий Солунский" и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Во время восстановления собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор. Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика неясна.
Росписи Михайловского Собора, сюжеты из святого писания, выполнены по канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.
При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций тоже применяются техника и методы, помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 г. открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы.

Дверь храма. Посмотрите на искусность орнамента.



Таинственный переход ведет к святому источнику.



Вот и сам источник.



Очень красиво расписан. Глубокие краски придают дополнительный объем. Лазурь неба и звезды, видимые даже днем.



Лепнина крупным планом.



Текст взят отсюда - http://www.delfin-tour.ru/direction/ua/podrob-ua/kiev-mih.html
Tags: Киев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments