homaaxel (homaaxel) wrote,
homaaxel
homaaxel

Categories:

Свободные женщины глазами японцев и европейцев

Недавно смотрела фильм "Испытательный срок", где наслаждалась игрой молодых Ефремова, Табакова, Невинного. Такие живые, непосредственные. И еще там очень короткая, но яркая роль у Татьяны Лавровой. Она играет проститутку. Ее яркая, настоящая женская внешность контрастирует со всей грязью и бабами, которые показаны в фильме.

Фото

Ее ругают за профессию продаваемого секса. Предлагают пойти шить солдатские шинели. Любая дура может шить шинели на фабрике, для этого особого ума не надо. А любая ли баба с улицы сможет стать профессионалом в обворожении мужчин?

По сюжету фильма героиня актрисы приходит в отделение милиции в надежде поговорить об устройстве на работу. Там она встречает стажера, который называет ее дурой и говорит, что "здесь милиция, а не дом советов". В этой маленькой сцене показано пренебрежение к ней как к работающей женщине. Это европейский взгляд на проституцию.

На прошлой неделе у меня была экскурсия по эротической выставке Древней Японии и лекции три дня подряд по эротике, любви и страданию в японской культуре. На Западе и на Востоке принципиально разная позиция по отношению к проституции и к обнаженному телу вообще. На Западе это сложилось благодаря христианству с его грехами и запретами (до сих пор живем с этим наследством в виде культуры и воспитания). На Востоке буддизм создает совершенно другое отношение к течению жизни вообще и к обнаженному телу в частности.

Японцы уважают работающих женщин. Проституция - это один из видов заработка. Девочек из бедных семей родители специально привозили в "цветочные дома" и отдавали их в надежде, что это единственный способ прокормить семью. Да, работа девочке предстояла тяжелая. Но девочка приобретала одежду, манеры, ее учили петь, танцевать, слушать, очаровывать мужчин, играть на музыкальных инструментах. Ей давали одежду, комнату для проживания, ее регулярно навещали одевальщик, парикмахер, врач. О ней заботились. Она зарабатывала деньги и частично отсылала что-то семье.

Для японцев обеспечением их старости были дети и внуки. Конечно, родителям было удобно делать такие выгодные вложения девочек, как их продажа в "цветочный дом". Все равно что сделать большой вклад и жить на проценты.

Например, у режиссера Мидзогучи родители старшую сестру отдали в другую приемную семью, а оттуда ее уже продали в гейши. Гейша - не проститутка, но это обращение с девочкой повлияло на все творчество Мидзогучи, почти все его фильмы посвящены трагическим судьбам дешевых проституток, дорогих куртизанок и гейш. Посмотрите "Гионские сестры" 1936 г , "Пять женщин Утамаро" или "Женщины ночи" 1948г. о послевоенной проституции в Японии. Вы увидите и страдания женщин, и профессионализм их работы как людей искусства. Такие фильмы и по режиссерской работе, и по идеологическому наполнению невозможно снять в странах Запада.

На лекциях нас окончательно смутили и опустошили сравнением русских и европейских классиков в трактовке японских режиссеров. Смутили, потому что показали "так тоже может быть и эта точка зрения имеет право на существование". Опустошили, потому что стало понятно, что все мысли, убеждения, мнения у человека в голове - лишь результат его воспитания и окружающей культуры. Собственных мыслей у нас нет, есть только умение впитывать в себя убеждения культуры и времени, в которых мы находимся. Причем большинство людей этого не осознает. Им кажется, что все мысли в их голове - их собственные.

На досуге сравните для себя  пьесу Горького "На дне" и одноименный фильм Куросавы. У Горького главная мысль "Человек - это звучит гордо" и мнение, что человека формирует среда. У Куросавы главная мысль, что все формирует отношение человека к окружающей среде, у него ответственность за свое существование, ее невозможно переложить на общество. Сравните Настю. У Горького в Настю сначала влюбляется актер, потом она становится проституткой. У Куросавы Настя с самого начала фильма работает проституткой и уже потом в нее влюбляется актер. Потому что для европейца неприемлемо любить падшую женщину, а для японца совершенно нормально любить работающую женщину, просто у нее так жизнь сложилась.

В Японии жениться на проститутке - обычное дело. Правда, женились обычно пожилые. Потому что молодым людям не разрешали родители. Поэтому в Японии дофига парных могил несчастных любовников. В Японии до сих пор на самоубийства приходится 1/5 всех смертей в стране.

Чем раньше девочка поступала на обучение, тем больше у нее было шансов стать профессионалом в своей области. Сравните со спортом, туда приводят детей с трех лет. В 15 уже поздно, в это время уже нужно блистать.

Посмотрите фильм "Огонь Ёшивары" (русский перевод почему-то "Токийский бордель"), где показано, как в "цветочный дом" обедневшая семья самураев от безысходности привозит девочку-подростка, и как ее готовят к тому, чтобы она стала лучшей куртизанкой. Она стала, потому что у нее были способности и в первую очередь желание саморазвития. Впоследствии один из ее поклонников предлагал ей умопомрачительную сумму денег, чтобы она смогла себя выкупить и стать обычной женщиной. Деньги она взяла... но не чтобы прекратить свое творчество, а чтобы наоборот, развить его на новом уровне. Она стала лучшей.

Посмотрите фильм Пырьева "Идиот" и сравните его с "Идиотом" Куросавы. Вы увидите разные акценты. Например, для японцев не имеет особого значения сцена с бросанием пачки денег в камин, хотя для европейцев это эпицентр происходящего.

Посмотрите японский фильм "Врата ада" и сравните с фильмов по роману Толстого "Анна Каренина". Страдания женщины есть и там, и там. Прототип Вронского есть и у японцев. Женщина в обоих фильмах непременно погибает. Но как по разному! У японцев всегда прослеживается мысль, что женщина служит мужчине и не должна его отвлекать суетливыми глупостями.

Между Востоком и Западом огромная разница в восприятии жизни. Психологи говорят, что русские проститутки в большинстве своем - это недолюбленные, недоласканные в детстве девочки. У ребенка был такой эмоциональный голод, родители к ним настолько невнимательно относились, что для девочки в 12 лет от незнакомого парня услышать "У тебя такие красивые волосы!" было признаем любви. И такие девочки очень быстро учились получать любовь за деньги. Приятно - тебе проявляют знаки любви, еще и деньги дают. А все начиналось в семье с отсутствия родительского тепла...

В Японии замужней женщине принято не работать. Она может работать самостоятельно, может помогать мужу в ведении семейного дела, но это ее право, не обязанность. И когда женщина выбирает "дорогу цветов" - это тоже ее право. Она хочет самореализации в таком виде. Это не стремление к карьерному росту, как это принято у европейских женщин, это скорее потребность в максимальном раскрытии своих талантов и возможностей. Японский мужчины такой выбор уважают.

Вобщем, в эти выходные благодаря лекциям Барковой был мозговой штурм. Последнюю лекцию про любовь и страдания в русской и японской культуре даже записали на видео, но будет ли она когда-нибудь выложена в сеть - неизвестно. Поэтому приходите сами. Обычно лекции читают по пятницам, в Ветошном переулке, что напротив ГУМа, в 19.45.

Для фанатов японских фильмов нашла ресурс краткого описания фильмов с картинками - http://asia-tv.su/publ/polnometrazhnye_filmy_japonija/drama/299-8-2
Уже выписала себе фильмов 20 для просмотра. Их интересно смотреть как работу режиссера и оператора, это прекрасная картинка для глаз, где каждый кадр как фотография, и, конечно, главное - послевкусие фильма, сухой остаток, который хочется обсуждать.

Приятного вам просмотра!
Tags: Фильмы, Япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments